суббота, сентября 12, 2009

Субверсивная аффирмация


"Ударим эльфингом по троллингу!
По аналогии с троллингом должен существовать и эльфинг. Принципы эльфинга таковы: В тред приходит некое существо и начинает активно соглашаться с автором поста. Сыпать комплиментами. Превозносить до небес интересы автора, его взгляды, пол, возраст, национальную принадлежность. Автор сначала рад, потом горд, потом начинает смущаться, потом раздражается (ибо эльфа заткнуть практически невозможно), потом доходит до белого каления и банит эльфа. После чего мучается угрызениями совести - к нему пришел такой замечательный человек, а он...
Лучше всего эльфинг выглядит в сочетании с троллячими постами. Например - пишет тролль пост: "Сегодня жестоко запинал котенка, бугага." К нему тут же приходит эльф и начинает: "О, как это замечательно - пинать котят! Просто восхитительно! Меня всегда радуют люди с такими необычными интересами! Котята такие милые, когда их пинаешь! Автор, вы обязательно должны еще не раз попинать котенка и вывесить фотографии нам на радость!!!" Тролль в состоянии полного офигения. Он пытается как-то спровоцировать хоть какой-нибудь скандал, но не тут-то было! Эльфов невозможно задеть. Они непробиваемы. Если эльф начинает сдавать позиции, он зовет в тред еще несколько эльфов, которые с удвоенной силой начинают поддакивать автору поста, хором требуя проды и фоток. Тролль плачет, банит всех подряд, но на место каждого забаненного эльфа приходят двое-трое новых. В конце концов тролль удаляет нафиг запись, потом дневник (эльфы перекидываются на другие записи), потом вообще уходит из интернета и больше не появляется. Эльфы еще несколько месяцев вспоминают у себя на дневниках этого чудесного, прекрасного, тонко чувствующего человека, который принес им столько радости и веселья.
Ужасная сила, эти ваши эльфы."

пятница, сентября 11, 2009

лень...

Лень одержала окончательную победу: желание убиваться по хозяйству, прибраться или вообще как-то минимально организовать пространство быта - куда-то уползло и не обещало вернуться. Ну и хрен с ним, не впервой! Наверху выключили небесный кондиционер и открыли форточку, задул холодный ветер, да так задул, что от него сносит всякий хлам с окрестных балконов и носит по дворам и соседским террасам. Надежды на продолжение лета исчезают, еще ничего не заметно в природе, но пряный запах близкой осени стал ощутим явно. А море…? Море ещё такое тёплое, шёлковое, ласковое. Народу полно полощется, выходить не хочется.
Проживание в prizemlje, с маленьким садиком вровень с террасой, предполагает периодическое нашествие в дом незваных квартирантов. Отовсюду наползли паучки, пауки и паучишки, по всем углам и закуточкам натянули свои сети, обустроились – к зиме готовы. И то правда, раздолье и воля – вроде и есть хозяйка, а вроде и нет. Терпения и добродушия к незваным гостям у меня хватило на месяц - Мике эти дела без интересу, она в саду ловит ящерок и цикад, охотится. Пришлось звать Тётку, есть у меня такая «скорая помощь» за не очень большие деньги. Тётка пришла, стала убиваться в уборке. Поубивалась дня два, извела всех квартирантов, поснимала из самых дальних закутков кружева-паутинки, ликвидировала пыль, вымыла полы и окна. Всё засверкало, посвежело. Пространство быта спасено. И остались мы с Мусей в чистом доме одни. Пока. Потому как ещё полсентября и очень далеко ещё до самой-самой зимы, времени хватит нахально обустроиться на постой новым квартирантам, наплести новых кружев, присыпать их пылью и надеяться перезимовать спокойно. Потом снова Тётку звать…. Так и живём. Круговорот паучков и паутинок в отдельно взятом доме. И почему я так люблю фильм «День сурка»?!

среда, сентября 09, 2009

Книгообжора: "Вонючка Уэльбек".

«Плоское» письмо Мишеля Уэльбека и правда оказалось плоским, я бы, и не боюсь этого, назвала его тупым и крайне невротичным, неровным.
Так сложилось, что субъективные определения типа: «самый известный», «автор бестселлеров», «один из самых читаемых на родине и за пределами, на островах Пасхи и Зелёного мыса с Маврикием и т.д. и т.п.» у современного читателя, ну ладно наверно у всех всё нормально кроме меня, одной-единственной ж***ы, приобрели дополнительный второй, прямо не высказанный, но подразумевающийся смысловой план. «Хороший», «интересный», «увлекательный», «захватывающий» …далее, по восходящей, … «великий» писатель. Это как хлопушка в тексте. После того как она срабатывает аннотация отбрасывается. Далее только *первоисточник* бегом, читать, автора.
Ну, таким вот *макаром*, так вышло, ну дуреет с возрастом человек, нюх теряет, верит всякой чуши, оформленной «печатным словом». А еще знакомый, известный и очень образованный адвокат, в *телевизере* посоветовал (ой девки, не смотрите вы *телевизер*) – он его только открывал для себя и был весьма этим самым Уэльбеком увлечён. А ещё славы Уэльбеку добавляют дамы и джентельмены столичного полу-, четверть - и высшего света из журналистких и толсто-тонко-журнально-газетных кругов, расхваливая романиста. И вот уже кружит карнавал, и не очень умные, скверно написанные книги среднего автора *гремят*, и вот они уже «бестселлеры», и уже они «искусство». Более того, «ты не читал Уэльбека?! НЕТ?!!!» - интеллектуальный расстрел и ссылка в малочитающие города и веси в сей же момент.
Стыд и ужас, но я поддалась на провокацию и *побежала* читать. Мало этого. Я прочитала «Лансароте» и «купилась», заинтересовалась, захотелось ещё почитать. Сравнение же, неким критиком, автора с моей любимой Франсуазой Саган меня добило, я заказала в Москве толстенький такой (по сравнению с «Лансароте») роман – «Возможность острова». Наверно и название меня тоже подкупило. Всё время присматриваю для себя необитаемый такой островок, где бы можно было поселиться в тихом уединении, не без комфорта, правда. Всё *как всегда*: возможность мечтать есть, но - ни острова, ни средств на его приобретение – нет, как нет. Ну да ляд с ними, с островами и возможностями. Я больше о романе хотела.
И настал час новой встречи. Держу в руках книгу. Мишель Уэльбек «Возможность острова» серия «the best of ИНОСТРАНКА». Предвкушая удовольствие, тайно надеюсь, что книга эта будет не один раз прочитана и достойно дополнит мою скромную библиотеку, короче доставит радость, явится «пиром Духа».
«Пир Духа» обернулся банальной помойкой. Первые ощущения от прочтения я написала в предельно коротком отзыве на ИМХОНЕТ год назад. Больше ничего не стала записывать и публиковать в дневниках. Необходимо было успокоиться и составить взвешенное мнение. Для этого нужно время. Прошел ровно год. Желание написать о своих ощущениях не пропало. А сейчас, после прочтенных аннотаций издателей к романам Уэльбека, являющих собой смесь подобострастного елея и откровенной лести в адрес посредственного романиста – желание укрепилось и погнало меня за клаву. Книгообжора, после прочтения романа - требует крови.
Цитата: «ум не поможет написать поэту хорошие стихи, но удержит его от написания плохих»
М.Уэльбек.
Грамотно сказано, думаю, что содрал у кого-то. У меня вопрос к автору: а сам то, чего не приклеил ручки шаловливые к столу, чтобы не писали эти ручки такого г***? Ума *удержаться* не хватило, значит - ленту клейкую применить надо было.
Нет, я не сразу разобралась, сначала было любопытно даже, что-то новое, свежее. Потом незаметно появилось ощущение, что меня поместили, в наказание за неуёмное любопытство, в *молоковоз*, в компании с джентельменами удачи, без всякой надежды отмыться хоть когда-нибудь. Такого чувства брезгливости и омерзения ни одна книга у меня ещё не вызывала (охальник Миллер мог бы претендовать, но – талант, он пахнет чем угодно, только не дерьмом). Даже брыкастый и нахальный эпатажник Бегбедер с его «каникулами в коме» вызвал симпатию и вполне нормальные воспоминания о чтении, я и сейчас улыбаюсь, вспоминая его экзерсисы от литературы. «Возможность острова» - это другое. Это гадость. Это помойка.
Надо отметить, что известных и очень хороших писателей гораздо больше, чем названных здесь. Вот уж кто читаем и почитаем (в смысле почтения) и во Франции и в мире, так это Паскаль Киньяр. Но это - из другой оперы. Эти литература без кавычек, купюр, вне времени. Вот кого отличает безупречный вкус. Его творчеству посвящают семинары, его творчество изучают. Это подлинное. Это как кантилены Куперена, Рамо, Клерамбо, Баха в литературе. Это как настоящая музыка, которую любит и хорошо знает писатель Паскаль Киньяр. Это его можно, и справедливо сравнивают, с Прустом, не рискуя оскорбить этим великого писателя.
Скандального Уэльбека не изучают, там нечего изучать, его обсуждают, чаще всего желтая пресса и издатели, которым скандальные романы приносят хорошие барыши. Оскорбление, это когда Уэльбека наши борзописцы *на голубом глазу* и вроде *в твердой памяти* сравнивают с Прустом. Остается подозрение, что борзописцы эти Пруста не читали, они Уэльбека читали.
Общепринятость Уэльбека скорее отражает вторичность. Весь кажущийся обличительный пафос «пустоты» современной жизни оборачивается на поверку реальной пустотой самого Уэльбека. Он банально вульгарен и бесконечно безвкусен. У него, напрочь, отсутствует чувство стиля и ощущение меры, черты за которой уже вовсе нет литературы, творчества, за которой просто словесный понос. Изгибы и повороты сюжетной линии несчетное количество раз вновь и вновь одаряют читателя ощущением, что автор снова и снова в его присутствии выжимает губку, щедро пропитанную нечистотами, и с садистским наслаждением приглашает разделить с ним феерическую радость от столь увлекательного и приятного занятия. Легкие ароматы где-то рядом присутствующего незримо (за текстом? в тексте?) отхожего места не покидают читателя до самой развязки. Провокация, игра на *грани фола* давно известный приём в искусстве, но только в искусстве он оправдан и гармонично вписывается в ткань произведения. В «Возможности острова» качество и тематика, само присутствие такой игры объясняется отнюдь не полотном замысла, но безвкусицей автора, явным желанием выдать читателю чего-нибудь *горяченькое*. Зря. Всё холодное, и всё, извините, смердит. И тут до меня дошло. Он сам такой. Этот роман описывает его кошмары, его мечты, это смесь его собственной внутренней чернухи с жалкими ханжескими потугами на философствование, его собственные выморочные пророчества, превратившиеся в романе в жалкое кликушество.
Уэльбек навязчив и велеречив, как провинциальный коммивояжер. Он пытается всучить вам и губку, и сами нечистоты его воображения под видом корзины, полной анемон и трюфелей. Не верьте. Пахнет не анемонами, не трюфелями.
Ну и кто он после этого? – «вонючка Уэльбек» и есть.
В сухом остатке.
Не Пруст, не Киньяр, не Золя, даже Бегбедер с Вербером его обскакали, это определённо. Средней руки «выпекатель» модного чтива. Эпитет *модное*, в данном контексте считать грязным ругательством, площадной бранью в адрес автора романа. «Нос по ветру: изволите *гаденького*? - милости просим, у нас новый романчик готов’c.» *Послевкусие* от прочтения – тошнотворное: омерзения ощутимо больше, чем реальной пользы и удовольствия от прочитанного. Ущербная какая-то эстетика. Градус эпатажа зашкаливает – всё чрезмерно, отсюда – негармонично. Роман в стиле «техно» - не музыка, какофония. ИМХО.
(с)