пятница, мая 30, 2008

Мишель СИОРАН - О Фрейде...

Цитата:

"квазинаучная порнография" Фрейда, "на целый век овладевшая некрепкими умами молодых людей, разного рода бездельников, псевдоврачей и чокнутых - всех, кто хочет заполучить ключ от того, от чего нет ключа". М. Сиоран

четверг, мая 29, 2008

Из Дневников о. Александра Шмемана

«Пятница, 25 мая 1973 Перечитывал с наслаждением дневник моего любимого Julien Green. Он пишет: "Sans la communion, la vie change et la foi s'en va. C'est a peu pres sans exception"1 (p.14). Как верно! Вот уже два дня радость, что завтра буду служить Литургию. Что еще интересно в Церкви? Дни академической суеты. Маленький мирок, но сколько в нем страстей и страстишек! Еще из Green'а (цитата из T.S. Eliot): "Ou est la sagesse que le savoir nous a fait perdu? Ou est le savoir que nous avons perdu par l'information?"2. Один дома (Л. в Spence3 на спектакле). Слушаю "Тебе одеющагося светом яко ризою…". Всегда прямо в душу: "Увы мне, Свете мой…" Вчера у Трубецких в Syosset. Понедельник, 28 мая 1973 (Memorial Day) Два дня в Bridgehampton, у Небольсиных, с двумя Аниными старшими детьми. Всегда там вспоминаю о чудных днях, проведенных там каждый июнь с 1952 по 1957 гг. Океан. Дюны. Морской ветер. Это были страшно трудные годы, но Bridgehampton остался весь солнцем, счастьем, красотой мира. Продолжал там Julien Green'а, дневник, одну из самых, пожалуй, любимых моих книг. Дом Небольсиных построен в 1710 или 1730г.! Наслаждение от этих комнат, камина, всей жизни, тут прошедшей. Paul Valery: "On ne peut pas sortir de l'ombre, meme un peu, sans exciter la haine de beaucoup"4. Думал опять об основном или предварительном вопросе, о котором богословы не думают или который, возможно, они считают разрешенным. Это вопрос о том, что мерит что… Даже богословие, даже православное богословие, в конечном итоге, критерием веры считает разум, во всех его "оформлениях": историзм, экзегеза (научная), философия, психология… Считает даже тогда, когда очень ловко борется с "рационализмом". И пока это так, мы не выходим из порочного круга. Именно об этом пишет Green: "Perdre le sens du mystere de Dieu est plus frequent qu'on ne croit. Bien des chretiens mettent a la place de Dieu une idole qu'ils appellent Dieu, qu'ils fabriquent de toutes pieces et qu'ils adorent en toute bonne foi"5. 1 "Без причастия жизнь меняется и вера уходит. Это так почти без исключения" (фр.). 2 "Где мудрость, которую знание заставило нас потерять? Где знание, которое мы заменили информацией?" (фр.). 3 Spence School - частная школа в Нью-Йорке, в которой работала Ульяна Сергеевна Шмеман. 4 Поль Валери: "Нельзя выйти из тени даже ненадолго без того, чтобы не вызвать ненависти многих" (Поль Валери) (фр.). 5 Грин: "Потеря чувства тайны Бога - более частое явление, чем можно подумать. Многие христиане заменяют Бога идолом, которого они называют Богом, которого составляют из разных соответствующих составляющих и которому поклоняются" (фр.). 32 Когда Бог трогает душу - ничего не надо, но ничего и "доказать" нельзя. Два, три раза в жизни, [в корпусе] в марте 1934 или 1935 года (четырнадцать-пятнадцать лет). После службы, на "плацу". В те же, приблизительно, годы в Экзенском лесу, в Лазареву субботу (гулял с о. Шимкевичем). В Великую Субботу, о которой, кажется, писал уже в этой тетради. Действительно - свет и радость и мир, но что же к этим словам можно прибавить? Не читать же об этом лекции».

среда, мая 28, 2008

Письма к отцу, которого нет с нами вот уже почти двадцать лет.

Утро. Звонит мобильник. Не хочется просыпаться. Не хочется отвечать на звонок. Зов мобильника весьма настойчив. Выныриваю из полусонного забытья и вспоминаю, что утром мы с Катюшей собирались ехать купаться, что море уже тёплое. Вспоминаю, какое это потрясающее ощущение погрузиться в солёную бирюзу и смыть с себя все остатки снов и мысли о подступающих проблемах грядущего дня – пять минут и я готова. Взяли с собой Мику. Это Катина маленькая собачонка – породы «джек-рассел-терьер». Мне её жалко – она, бедная, по долгу сидит дома одна. Через 15 минут мы в кафе возле пляжа. Стакан свежевыжатого апельсинового сока и чашка эспрессо. Теперь купаться! Людей на пляже ещё очень мало – май, сезон только начинается. Наше самое любимое время. Четыре часа безмятежности и нежное, шелковое волшебство моря. Счастье. К часу дня жара становится нестерпимой, убегаем домой. На террасе блаженство прохлады, живем на горе. Можно расслабиться – время сиесты. Разморило, держалась недолго и заснула. Вечером гости. Сидим на террасе, пьем зелёный чай, вспоминаем Москву. Там сейчас холодно, дождь, неуютно. Даже не верится, что где-то нет тепла и солнца. Здесь – рай. К девяти вечера мои гости разошлись. Настроение резко упало. Делать ничего не хочется. Ленивые попытки отогнать грустные мысли о моих делах. Безуспешно, только ещё тяжелее на душе. Иду к компьютеру, смотрю почту – ничего. Ну, нет - так нет. И почему это я среди всех неурядиц жду хороших новостей? С чего бы им быть? В сердце боль и тоска. И всё вроде бы хорошо, а вот, поди ж ты. Так хочется мира и покоя в душе, уверенности, что всё будет хорошо. И невозможность этот душевный мир и покой обрести….

вторник, мая 27, 2008

Джон Фаулз о мире, мировоззрении, мировосприятии, о вере, о себе – обо всём.

АРИСТОС (древн. греч.) –«наилучший в данной ситуации».
…продолжение… «Всю свою сознательную жизнь я верил в то, что единственная рациональная политическая доктрина, которой можно придерживаться, это демократический социализм. Но во что я никогда не верил, так это в квазиэмоциональный либерализм того типа, который стал популярен в последние двадцать лет. Это мировоззрение больше связано с авангардной общественной средой и модными газетами, чем с какими-либо по-настоящему глубокими убеждениями или разумной попыткой сломить реакцию. Равным образом, меня никогда не привлекала теория, будто социализм – это исключительная собственность пролетариата и главный голос в социалистической политике должен всегда оставаться за организованным трудом. Возможно. Возникновением социализма мы обязаны профсоюзному движению; однако пришло время обрезать пуповину. Основная тема этой книги – равно как и «Коллекционера» - тоже была понята превратно. В сущности, она была подсказана греческим философом Гераклитом*. О нём известно очень мало, поскольку Гераклит жил до золотого века греческой философии, и от его работ до нас дошло лишь несколько страниц зачастую малопонятных фрагментов. В своей знаменитой книге «Открытое общество» профессор Карл Поппер предъявил Гераклиту убедительное обвинение в том, что он стоял у истоков современного тоталитаризма (хоты бы уже потому, что повлиял на Платона).
*Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V вв. до н.э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом всего сущего мировой огонь, который одновременно был душа и разум (логос); высказал идею непрерывного изменения и становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»); полагал, что противоположности пребывают в вечной борьбе («война есть отец всего»), но в то же время в космосе существует и скрытая гармония.
Гераклит видел человечество разделённым на моральную и интеллектуальную elite* (aristoi, «хорошие», а не «благородного происхождения» – это более позднее значение) и бездумную, склонную к конформизму** массу - hoi polloi, большинство. Понятно, как подобное деление сыграло на руку всем последующим мыслителям, выдвинувшим теории о расе господ, сверхчеловеке, правлении немногих, а то и одного и т.п. Нельзя отрицать, что Гераклит, подобно безобидному, в принципе, оружию, оставленному валяться на земле, мог быть использован реакционерами; однако его основная идея с БИОЛОГИЧЕСКОЙ точки зрения, по-моему неопровержима.
* Elite (фр.) – элита.
** Конформизм (от позднелат. Conformis –подобный, сообразный) – приспособление к существующим порядкам, господствующим мнениям, отсутствие собственной позиции, некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Очевидно, что в любой сфере человеческих устремлений большинство великих свершений и достижений принадлежит отдельным личностям – гениям науки или искусства, святым, революционерам…. И наоборот, нам не требуется доказательства в виде тестирования интеллекта, чтобы понять: основная масса человечества не слишком умна, - а также не отличается высокой нравственностью, художественной одарённостью, да и вообще не слишком подготовлена для какой-нибудь более благородной человеческой деятельности. Разумеется, было бы верхом идиотизма на этом основании поспешить с выводом, будто человечество можно разбить на две четко обозначенные группы – сияющих совершенством Немногих и презренную Массу. Промежуточные ступени бесконечны; и если вы не вынесете из этой книги какой-нибудь другой идеи, то, надеюсь, поймете что я имею в виду: граница между Немногими и Массой проходит не между людьми, а внутри каждого человека. Одним словом, никто из нас не совершенен, и наоборот. С другой стороны, история – в том числе и двадцатого века – показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между Немногими и Массой, между «Ними» и «Нами». … Я не хотел сказать, что смотрю в будущее с мрачным пессимизмом или что драгоценной Elite угрожают варварские орды. Я просто имел в виду, что, если мы не посмотрим в лицо этому излишне грубому конфликту (основанному преимущественно на чрезмерной зависти, с одной стороны, и избытке презрения, с другой) между биологическими Немногими и биологической Массой; если мы не признаем, что не рождаемся и никогда не будем рождаться равными, хотя права человека одинаковы для всех; если Масса не избавится от ложного представления о своей неполноценности, а Немногие – от столь же ложного представления, будто биологическое превосходство – это состояние существования, а не ОТВЕТСТВЕННОСТИ, которым оно является на деле, - если всего этого не произойдет, мы так никогда и не станем жить в более справедливом и счастливом мире. В другом месте этой книги я подчеркиваю значение противоположного взгляда на жизнь; люди, нации и сами идеи черпают гораздо больше силы, энергии и «горючего» у своих врагов и противников, чем это может показаться на первый взгляд. Это относится и к противостоянию между Немногими и Массой, между теми, чьи привилегии эволюция отмерила слишком щедро или слишком скупо. Помимо явно отрицательных у этой войны есть и свои положительные стороны. Но если выразить одним словом все несовершенство нашего мира, то этим словом, несомненно, будет НЕРАВЕНСТВО. Именно неравенство, а не Ли Харви Освальд, убило президента Кеннеди.
Случайность – великий фактор, которым мы никогда не сможем управлять, обреченный вечно отравлять неравенством наше существование. Со стороны человека было бы просто безумием слепо распространять этот страшный вирус по всему миру; лучше попытаться ограничить его действие. В этом и заключается основная мысль этой книги. К ней можно отнестись по-разному, но, думаю, вы согласитесь со мной, что ее не стоит путать с фашизмом. 1968.

понедельник, мая 26, 2008

Открытие сезона 2008.

Вот и дождалась. Воздух 27, море 23. Открытие плавательного сезона состоялось. Полный телячий восторг! Шелковая, ласковая, чистейшая вода. Не хотелось выходить. Сразу иное ощущение жизни, как будто очистилась от всей шелухи, накопившейся за зиму. Море очищает всю тебя: и душу и тело. Одно слово – живая вода. Хвала тебе любимая Адриатика! Завтра прямо с утра – на пляж. Море, солнце – что ещё нужно для счастья! Наконец лето!!!

Печаль.

***** Мольбам неподвластны,
Тают годы мои, тает звон
Ввечеру колокольный,
Что разносит гора Хацусэ
Уже над иным селеньем
***** Какой осенний вид
У твоей поблекшей любви!
Печаль меня убьет.
Так в роще сметает вихрь
Каплю белой росы
***** Фудзивара-но Садаиэ