суббота, мая 10, 2008

День Земли.

День Земли – древний праздник славян - Вешнее Макошье Святой день, когда пробудившаяся после зимнего сна Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. На Руси особенно почитались в этот день Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю, совершают заклятья. После совершения заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, встречающимся в земле. (Информация получена на сайте calend.ru)

пятница, мая 09, 2008

С Днём Победы!.

Самый любимый праздник моего папы. Грустно, что вот уже много лет этот день мы встречаем без него. Вечная ему память! 22 июня 1941 года ранним утром он ушёл на сборный пункт. Так для моей семьи началась война. Он прошёл её всю, от первого до последнего дня, 9 мая 1945 года праздновал в Вене. Потом ещё почти 2 года служил. Слава Богу, он выжил в той страшной кровавой бойне. А сколько отцов, дедов, братьев и сыновей не вернулось…. Вечная им память и Слава!

В поисках радостей жизни...

Сегодня ближе к вечеру пришёл Марин (зять) и принёс пять форелек, очень приличного размера. Был на рыбалке. Рыбка уже почищена. Пришлось оставить все свои занятия и встать к плите. Нужно детей порадовать рыбкой. В связи с этим открыла свою любимейшую кулинарную книгу, с которой сверяюсь всякий раз, когда хочется приготовить не просто еду, а что-нибудь из разряда «радостей жизни»: « [7] рыбий глас Есть страны морские, есть горные, есть лесные. Россия – страна речная. Обильные судоходные реки Восточно-Европейской равнины были колыбелью нашей родины. Поскольку от Рюрика до нынешних дней дороги на Руси строить ленились, то реки были главными путями сообщения, связавшими вятичей, кривичей и даже белоглазую чудь в одну великую державу – от Кубы до Афганистана. Из этого следует один важнейший кулинарный вывод – рыба. Да, именно замечательная пресноводная рыба стояла на первом месте в российской гастрономической традиции. Нигде в мире не было таких осетров, белуг, стерлядей или хотя бы пескарей. И никто лучше русских не знал, как с ними обходиться. Но всё это в прошлом. Сегодняшние россияне, за исключением писателей-деревенщиков, считают, что лучшая рыба – колбаса. Хотя и колбаса утрачена вместе с национальными корнями. В Америке под рыбой обычно понимают куски ваты, обжаренные в сухарях до такой степени, чтобы спёкшаяся корка вызывала изжогу и стойкую неприязнь к любой еде, отличающейся от гамбургеров. Что делать, Америка тоже забыла о своих корнях. А ведь в «Моби Дике» Мелвилл упоминает ресторан, где подавали 200 (двести) блюд из вареной рыбы. Мелвилл вообще знает, что писать. Не зря в его романе рыбу едят вареной. Нежная рыбья субстанция нуждается не в прожаренных сухарях, а деликатном обхождении. Предположим, что вам не хочется возиться с костями, и вы покупаете свежее филе. Теперь его следует сварить. Но делать это надо с умом. Сначала создайте для рыбы подходящую среду. Она нуждается в этом не меньше, чем вы. Сварите бульон из кореньев – петрушка (корень и зелень), лук, морковь, сельдерей, стебли укропа, одна картофелина. Конечно, лавровый лист, черный и душистый перец, соль. Хорошо добавить в бульон отдельно прокипяченный огуречный рассол. Он придаст рыбе плотность и белизну. Теперь можно класть нарезанное крупными кусками филе. Дальше начинается самое трудное: не переварить рыбу. Минут пять-семь – и она готова. Подайте её «фри», то есть свободной. Только полейте расплавленным сливочным маслом, смешанным с лимонным соком. Вот это будет уже нечто. Но если не останавливаться на достигнутом, то припустите рыбу – и это будет тоже нечто, но уже на следующем головокружительном уровне. Влейте в глубокую сковороду с плотной крышкой стакан сухого белого вина. Добавьте туда тонко нарезанный лук, зелень сельдерея, укропа, петрушки. Опять же лавровый лист, перец, соль. Хорошо добавить эстрагон (tarragon) и настой шафрана. Когда всё это закипит, осторожно разложите на сковороде куски филе, предварительно сбрызнутые лимоном. Жидкость должна покрывать рыбу. Теперь уменьшите огонь настолько, чтобы рыба ни в коем случае не кипела (!). Плотно накройте крышкой и через минут 10-12 подавайте к столу. Может быть, на чей-то грубый вкус такое блюдо покажется слишком нежным. Что делать, если теперь даже в женщинах все ценят не слабость, а силу и выносливость. Но не сдавайтесь. Правильно приготовленная рыба – шедевр кулинарии. Опять-таки, память о славянских предках». Вайль Петр, Генис Александр. Русская кухня в изгнании: Эссе. Издательство Независимая Газета, 2002. Я попробовала – фантастическая еда. Сплошное «наслаждение вкусом». Процитированная книга – не меньшее, для меня определённо большее, наслаждение! Удачи в поисках радостей жизни! Всегда ваша.

среда, мая 07, 2008

Молога. Россия чистых сонных озёр...

«Мы, наверно, уже никогда не увидим России
чистых сонных озер и обильных больших деревень.
Приодетых в березовый, нежный нетронутый иней,
где до самой до Троицы белой царицей сирень».
Е. РОЗОВ
Помните у Шукшина в «До третьих петухов…» - «Снимай портреты! С НАС писать будем!»? Вот и «пишут» до сих пор…. Уже не те, кто после проклятого 17 «писал» новую страну, новых людей и новую жизнь, а их внуки и правнуки. Они снова «на коне», снова управляют «новой жизнью» «новой» страны. Цитата из Г.Корсакова: «…изгнав монахинь, новые колхозники в большом храме в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов открыли театр и красный уголок, а Постановлением РИК от 2.01.1930 г. была прекращена служба и в Троицком храме». Это о монашенках Мологского Афанасьевского Монастыря, который был затоплен вместе с городом Мологой , 700 деревнями и почти тысячью живых жителей этих деревень, отказавшихся покинуть родовые гнёзда и погосты, могилы родителей и предков. С ними под воду Рыбинского водохранилища ( пользы от этого «передового» объекта – с гулькин нос, вреда намного больше: и морального и экологического, не говоря уж о двойном ЗЛЕ – объект строился советскими заключёнными, один Господь знает сколько невинным душ там замучено… ) ушли и уникальные поместья славных фамилий Российских, памятники настоящей Русской культуры и истории, среди них - Югская Дорофеева пустынь, замечательная святыня Ярославского края, основанная схимником псково-печерским, преподобным Дорофеем и ставшая местом последнего его упокоения (Ю. Г. Мальков. Летопись Псково-Печерского монастыря. 1993 г.); Афанасьевский монастырь, Иловна, Родовая усадьба Мусиных-Пушкиных и множество других. Ну какие тут могут быть комментарии!? Такие «великие» деяния наша родина от нас стыдливо скрывает, предпочитая трескотню по поводу военного парада. Вместо парадов и бряцания оружием – лучше бы покаялась Родина перед народом своим, да обеспечила на самом деле достойную жизнь Ветеранов Великой Отечественной, и не раз в год (машины!? – тем, кому жить негде теперь можно будет жить в авто?!), перед днём Победы, а каждый день, из тех, что им ещё отвёл Господь… Страна наша, к большому сожалению, в большинстве своём страна иванов, не помнящих родства – она всё примет, ещё и Ура кричать будет, ещё и в какую-нибудь Единую Россию «опять вступит». Нестерпимо больно! Хочется кричать: «Как же так можно?!» Оказывается можно….
"...Произойдет гибель множества верных Отечеству людей,
разграбление церковного имущества и монастырей,
осквернение церквей Господних..." Из пророчеств Серафима Саровского.
Цитата. Г.Корсаков: «Сбылись пророчества преподобного Серафима. Мы позволили отлучить нас от церкви и уничтожить значительную часть духовного и культурного наследия предков. Как бы следуя логике Базарова (героя тургеневского романа): "Природа по храм, а мастерская, и человек в ней работник", - принялись перестраивать стены этой мастерской и ужаснулись, когда стала нездоровой среда обитания, а перестроенные стены грозят задавить нас». Точнее не скажешь.
Рыбинское море. Здесь стоял город.
(фото Элизабет Жиссан, Франция)
Справка из Википедии: «Моло́га — бывший город при впадении реки Молога в Волгу в 32 километрах от Рыбинска. Известен с XIII века, в XV—начале XX веках — крупный торговый центр. Население в начале XX века насчитывало около 5 тысяч человек. В городе располагалось 6 соборов и церквей, 5 благотворительных учреждений, 3 библиотеки, 9 учебных заведений, в том числе гимнастическая школа П. М. Подосенова — одна из первых в России, при которой имелись сцена и партер для постановки спектаклей. Казначейство, банк, телеграф, почта, кинематограф, больница на 30 коек, амбулатория, аптека — вот далеко не полный перечень учреждений Мологи. Работали в городке винокуренный, костомольный, клееваренный и кирпичный заводы, а также завод по производству ягодных экстрактов. В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР (так и хочется воскликнуть: АВТОРА!!!) о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал на отметке 100 м над уровнем моря, и именно эти 2 метра стоили ему жизни. После сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города затоплена, жители были переселены в основном в Рыбинск. Часть жителей, которые отказались от переселения, погибла при затоплении города (по официальным данным, их число составило 294 человека). Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются мощение улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями. В наше время в Рыбинске создан Музей Мологского края».
Спасибо всем подвижникам земли Русской - за скорбный труд по сохранению Памяти народа. Если бы не они, мы так и не узнали бы подлинной истории Родины.

понедельник, мая 05, 2008

Интересно!

Иногда, когда не спится находишь в Инете ну очень любопытные вещи. Как-то случайно наткнулась на блог в ЖЖ - автор Ольга. Спасибо Ольга! Отличный блог! И немножко завидую... есть же на свете такие умницы! Рекомендую -ссылка внизу.

воскресенье, мая 04, 2008

Воспоминания на Красную Горку...

Из читаемого: "В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против “империализма прав человека” и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры". (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?)
Читаю и, постепенно, приходит понимание того, что мучило меня долгие годы. Почему мне, приблизительно лет с 15, всегда хотелось покинуть страну, в которой я вынуждена была жить по факту своего рождения. Это желание не только не исчезало с годами, но и превращалось в главную идею жизни. Надо сказать, что вся жизнь в родных палестинах прошла для меня во внутренней иммиграции. Я никогда не принимала той жизни, которая была вокруг, уже не говоря о том, какая это была политическая система. Мамина мама, моя бабушка, была человеком полностью той эпохи, до проклятого 17 года, так никогда и не принявшим новую власть. Она много рассказывала о жизни тогда, в другой стране. Я никогда не верила ни школьным учителям, ни учебникам, ни одурманивающей пропаганде государства. Я точно знала, что «Родина» всё и обо всём лжет, что есть другая жизнь, не менее трудная, но, главное, свободная! Я это чувствовала каждой клеточкой, и, естественно, не могла не мечтать вырваться из удушающих объятий родной страны. Кроме того, мои пристрастия к хорошей литературе, к классической западноевропейской и лучшим образцам американской - оставили глубочайший след в душе и сформировали некий фундамент моей самоидентификации. От бабушки я унаследовала и глубокую религиозность и православие для меня естественно, как воздух, но при этом я исповедую такие абсолютные, для каждого нормального человека, ценности - такие как, индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок. Пожалуй только одна из них - отделение церкви от государства – не находит отклика в моей душе. После рождения дочери, особенно когда нас настиг её «переходный возраст» - я стала более ортодоксальной в этом вопросе. И сейчас ещё более убеждена, что это совсем не благо – отделённость церкви от государства. Я человек русской культуры, горжусь этим, но это же мне не мешает исповедовать западные ценности, не всё способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры. Да и такое уж это ли благо - "исконные" ценности?! Ну не в состоянии я принять всё наше "исконно-посконное"! Может быть потому, что я выросла в центре Минска, в собственном доме, с садом; может быть потому, что история моей семьи до 17 года меня живо интересовала и оказала такое влияние, но, безусловно, что-то в культуре семьи, её укладе – не позволило мне стать «настоящим советским человеком». И, Слава Богу! А то стыдно было бы и перед дочерью и перед внуками (которых пока нет, но будут же!). И мне совсем не обидно и не досадно, что мои внуки будут Хорватами и европейцами. Более того, я счастлива этим, мне за них спокойнее – им не служить в советских вооруженных силах. А уж о том, чтобы они были знакомы с Великой Русской культурой, любили и уважали её, я позабочусь. А к чему я это всё? Да так, из Хантингтона навеяло…. Не всё так однозначно, не у всех сносит башку от «исконных» ценностей родной культуры. У Хантингтона всё больше про цивилизации, он большой учёный, я читаю, а за текстом проявляется моя жизнь, тем более что живу сейчас на «разломе», на границе цивилизаций: и внутри, в душе, и снаружи. А ещё немножко к тому - что ИМХО.