Иногда, каким-то внутренним зрением, она наблюдала за собой…. Ясно осознавала, что эти слёзы – сентиментальность, неконтролируемый минутный взрыв эмоций. Случайная аллюзия в прочитанной сцене из романа столь любимого ею Джона Фаулза «Дэниел Мартин», где не только главный герой отождествлялся ею с нею самой, но и образ женщины, которую он любил всю жизнь, напоминал ей ту саму её, которой она была внутри и которой всегда хотела быть наяву.
Тоскливую, злую слезу вышибало ещё и острое ощущение неизбежной невозможности осуществления её всегдашней глупой мечты о мужчине-друге, о понимании, душевной близости, нежности, о любви наконец – если вообще можно определить что это за «зверь такой» - любовь.
Вся эта эмоциональная напряженность, периодически ярко проявлявшаяся то в слезах, то в затяжных, вяло текущих, изматывающих депрессиях, была вызвана не только – и не столько – присутствием данного ей от рождения в изрядном количестве астенического синдрома (к слову, она довольно успешно преодолевала его сама, без посторонней помощи в течение всех предыдущих лет жизни), сколько приобретённым новым для неё способом восприятия и видения окружающего мира, иными оценками прежде понятных и (казалось) простых вещей, навязанными ею себе самой постоянным подавлением всех чувств, желаний (особенно желаний!), но, главное, одиночеством.
Встряхнувшись, резким движением отложила книгу и попыталась заставить себя успокоиться. Внутреннее напряжение постепенно спадало, уходило, уступая место четкому осознанию, что требует от окружающего мира невозможного, гораздо большего, чем он может ей предложить, а она заслуживает; что все эти её глупые «мечты и желания» больше похожи на требования капризного дитя в лавке игрушек о немедленной покупке уже сотой никчемушной игрушки, чем на действительно жизненно необходимые вещи, без которых уже трудно, почти невозможно не только существовать, но и просто дышать.
И всё это вместе было вызвано одной причиной – внезапно свалившимся (до этого почти не проявлявшимся) острым ощущением, глубинным пониманием конечности, почти мгновенной преходящести всего, что теперь её окружает, её самой. Понимание это, в свою очередь, вызвало в ней теперь постоянный, безотчетный Angst, постепенно превращающий её «теперешнюю» жизнь, её «настоящее» в бесконечный сиюминутный кошмар, а саму её в жалкую, быстро стареющую невротичку. Увы, понимание процесса, вовсе не обещание, не залог исцеления и не рецепт спасения….
Ощущение полного краха всей жизни и внутренней трагедии в душе усугублялось, многократно усиливалось четким, реалистичным осознанием того, насколько она стала непривлекательна как женщина; что жизнь прошла и она уже никогда не станет объектом или чувственных, или эротических фантазий и желаний; что даже на просто чью-то человеческую нежность не приходиться рассчитывать. Где уж тут мечтать о любви…. И хотя она разумом давно смирилась и приняла всё то неизбежное, что несёт в себе возраст, то, что внутри оставалось прежним при всех обстоятельствах и переменах – периодически бунтовало. И тогда снова начиналось «душетрясение», цунами, разбивавшее её внутренний мир в клочья. Тогда она снова и снова переживала главный секрет и главную трагедию жизни (наверно каждой жизни?): в душе она всегда прежняя, «одновозрастная», её биологическое я с возрастом все больше и больше отдаляется, не совпадает с чувственно-психологическим я. Процесс необратим. Можно только немного уменьшить, ослабить боль, нагружая мозги, в попытке хотя бы избежать маразма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий