
воскресенье, ноября 02, 2008
Зачем я завела этот дневник?!

суббота, ноября 01, 2008
Мудрость не должна быть сложной, унылой и тяжелой. (И.Берг "Сила Каббалы")

Вот уже три года я не расстаюсь с этой книгой. В эти не самые простые для меня годы она не раз помогала мне переосмыслить своё отношение к окружающему миру, к жизни, к собственным поступкам. Просто помогала и помогает мне жить…. Хочу поделиться ею – возможно, эта книга поможет ещё кому-нибудь….
ЙЕГУДА БЕРГ
СИЛА КАББАЛЫ
В поиске мудрости первый шаг – молчание,
второй – выслушивание, третий –
запоминание, четвёртый – применение
на практике, пятый – наставничество.
Каббалист Соломон Гебироль,
ок. 1045 г.н.э.
ИСТОЧНИК МУДРОСТИ
Представьте себе, что на свете есть тайный источник мудрости, который раскрывает и сводит воедино духовные и материальные законы жизни….
Представьте себе, что эта мудрость – первоисточник всех духовных учений планеты, что она древнее всех религий, Адама и Евы, древнее даже самого сотворения мира…. Представьте себе, что откровения этой мудрости оказали глубокое влияние на самых передовых мыслителей в истории человечества….
Представьте себе, что несколько выдающихся мастеров давно постигли эту мудрость и записали её в книгах, которые впоследствии были сокрыты от нас два тысячелетия….
И, наконец, представьте себе, что эта мудрость раскрыла все секреты Вселенной, дала ответы на все ваши вопросы и помогла найти решение всех ваших проблем….
Такая мудрость существует, хотя в течение многих столетий хранилась в тайне. Имя сей мудрости – Каббала, а провидцы, которые отважились размышлять над ней и пытаться постичь её тайны, именуются каббалистами.
Основной труд Каббалы носит имя ЗОАР, и его мистическое учение оказало влияние на светлейшие умы мира – духовных мыслителей, философов и учёных, хотя большей части человечества факт этот неизвестен (описание влияния Каббалы на историю приведено в главе «Краткая история Каббалы», стр……).
БОЛЬШЕ НЕ СЕКРЕТ
Свой путь навстречу вам эта мудрость начала около двух тысяч лет назад – с томов ЗОАРа, основного собрания каббалистических знаний, и от автора этих книг, гиганта среди каббалистов, Рабби Шимона бар Йохаи. В последующие века официальная религия преследовала многих отважных каббалистов за попытки сделать Каббалу и учение ЗОАРа доступными и понятными для людей всех сословий. Лилась кровь, трагически рушились судьбы. А затем, словно в насмешку, бывшие хулители воздавали высочайшие посмертные почести тем же каббалистам, что подвергались жестоким гонениям при жизни. И так продолжалось более двадцати веков. Но сегодня у вас есть возможность прочесть эту книгу, исполненную древней мудрости, - благодаря, главным образом, трём выдающимся каббалистам нашей эпохи. Вот их имена:
каббалист РАВ АШЛАГ
каббалист РАВ БРАНДВЕЙН
каббалист РАВ БЕРГ
Я с гордостью признаюсь, что РАВ БЕРГ – мой отец, мой учитель, наставник и друг. РАВ БРАНДВЕЙН был наставником моего отца, а РАВ АШЛАГ – возлюбленным учителем РАВА БРАНДВЕЙНА.
Истинное отличие этих людей – уникальная способность прояснять сложное эзотерическое учение, делая его доступным и понятным для всех простых людей. На протяжении всей истории учёные, философы и врачи тайно черпали из Каббалы идеи и понятия, которые в результате помогли сформировать философские и научные доктрины. Учёные исследовали Каббалу в интеллектуальных и теоретических целях. Но блестящими знатоками классической музыки могут стать многие, а создать симфонический шедевр способны лишь такие гении, как Моцарт.
Рав БЕРГ, Рав Брандвейн и Рав Ашлаг – настоящие виртуозы Каббалы, истинные хранители её мудрости. Линия их преемственности тянется от времён Авраама, через столетия пронося традицию в её первозданной, чистой форме. Их целью была не нобелевская премия, не лавры великих учёных или нескончаемые философские дискуссии; цель этих каббалистов – нести простое счастье, мир и удовлетворение всему человечеству.
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ!
Относительно мудрости и уроков Каббалы на сегодняшний день остаётся в силе лишь одно-единственное предупреждение, один строгий запрет. Это предупреждение восходит ко II в.н.э. и является ПЕРВЫМ из тринадцати духовных принципов, которые будут представлены в этой книге:
НЕ ВЕРЬТЕ НИ ЕДИНОМУ
ПРОЧИТАННОМУ ВАМИ СЛОВУ !
Считается, что Каббала разъясняет и даёт ответ на все извечные вопросы, в том числе следующие:
Есть ли Бог?
Почему жизнь полна хаоса и страданий?
Почему мы существуем Земле?
Как достичь непрерывного удовлетворения от жизни?
Некоторые считают, что Каббала – не просто свет в конце туннеля, а СВЕТ, который испепеляет и уничтожает сами стены туннеля, открывая абсолютно новые горизонты осмысления и осознания мира.
Каббала может рассказать нам о многом: как и почему возник наш мир; почему мы не можем избавиться от дурных привычек; почему мы пренебрегаем занятиями заведомо полезными и благотворными; как привнести смысл и духовную силу в каждое мгновение наших дней.
Эти утверждения впечатляют – но не верьте им. Ни единому слову. Ни на миг. Один из принципов Каббалы – не верить ничему услышанному или прочитанному. Потому что сама идея «веры» подразумевает элемент сомнения, в то время как истинное знание не оставляет места скептицизму. Полная уверенность. Абсолютная убеждённость. Нутром. Сердцем. Душой.
Поэтому проверяйте каждый извлечённый из этой книги урок. Используйте эти принципы в жизни. Живите уроками этой книги и следите, становится ли ваша жизнь лучше. Дышите уроками этой книги и замечайте, становится ли «атмосфера» вокруг вас чище. Много страданий и боли было перенесено для того, чтобы книги, подобные этой, сегодня стали доступны вам и всему человечеству. Поэтому, так важно следовать каббалистическому закону, который гласит: «В духовности нет принуждения».
Другим словами, цель этой книги – не проповедовать, а смиренно учить. Именно поэтому, не принимайте её уроки слепо: вы должны почувствовать конкретные, осязаемые результаты на собственном опыте. И когда это произойдёт, вы почувствуете правду Каббалы телом и душой и ваше сердце познает мудрость веков.
ЯЗЫК АНАЛОГИЙ
«Сила Каббалы» - книга непринуждённая, но в то же время глубоко серьёзная. Читайте её в таком же духе – и вы не только обретёте знания, но и получите удовольствие. Мудрость не должна быть сложной, унылой и тяжёлой. Не случайно в Каббале мудрость носит имя «СВЕТ».
НЕВЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О КАББАЛЕ
«Тем, кто не слышал музыки, танцующие
Казались безумными.
Анжела Монэ
В древние времена само слово «Каббала» вселяло ужас в сердца большинства лидеров духовенства. Окутанная тайной и на столетия опережавшая своё время, Каббала стала мишенью для всевозможных клеветнических измышлений и подозрений. Представьте себе, что вы пытаетесь объяснить принцип работы телефона или Интернета людям XV или XVI веков! Вас бы немедленно окрестили мистиком. Именно по этой причине Каббалу называли мистическим учением. Но то, что некогда считалось мистицизмом, сегодня именуется наукой. Как выразился писатель-фантаст Артур Кларк: «Любую достаточно сложную и развитую технологию невозможно отличить от волшебства».
Каббала была и остаётся изначальной технологией жизни. Эта наука души и физика (или метафизика) счастья. И, как новаторская философия, возникшая на тысячелетия ранее своего срока. Она буквально притягивала к себе ложные толкования – вплоть до таких зловещих предостережений, что от Каббалы якобы можно потерять рассудок.
Да, именно так! В давние времена считалось, что изучение Каббалы грозит человеку безумием. На что эта книга отвечает…
ДАВАЙТЕ СХОДИТЬ С УМА!
Если признаками душевного здоровья в нашем обществе считаются: сердечные приступы, паника, озоновые дыры, убийства и самоубийства, геноцид, авиакатастрофы, биржевые кризисы, этнические стычки, стрельба в школах, религиозные войны, экономические спады, депрессия, сеансы психотерапии, жизнь на пособия, химическое оружие, клаустрофобия, ксенофобия, безработица, ядерные ракеты, преследования по расовому и национальному признаку, смертная казнь, коррупция в политике, массовые увольнения, жёлтая пресса, стероиды, болезни, одиночество, землетрясения, отравленные озёра, наркомания и смерть… тогда – да, Каббала действительно может свести вас с ума!
Ну что, готовы чуть-чуть свихнуться? ВОТ И ПРЕКРАСНО!»
К сожалению, я не нашла ссылки, где можно скачать эту книгу, в интернет-магазинах – её пока нет. Я, перечитывая её снова и снова, - понемногу сканирую и сохраняю текст, так что продолжение следует…. Возможно, мне удастся помочь кому-то….
пятница, октября 31, 2008
Разговор с Богом.

четверг, октября 30, 2008
Разговор с Богом...
«Истина же заключается в том, что Бог разговаривает с каждым. С хорошим и с плохим, со святым и с мерзавцем. И уж конечно, с каждым из нас. Возьмите себя, например. Бог приходил к вам многими путями в вашей жизни, и эта книга — еще один из них. Сколько раз вы слышали старинное изречение: «Когда ученик готов, приходит учитель»? Эта книга — наш учитель. Вскоре после того, как этот материал начал случаться со мной, я уже знал, что разговариваю с Богом. Напрямую, лично. Без посредников. И знал, что Бог отвечает на мои вопросы сообразно моей способности к пониманию. То есть что я получал ответы, сформулированные таким образом, чтобы я мог их понять. Отсюда — простой, разговорный стиль текста и случайные ссылки на материал, который я почерпнул из других источников и своего предыдущего жизненного опыта. Сейчас я знаю, что все, что когда-либо случалось со мной в жизни, пришло ко мне от Бога, и теперь это все соединено и сведено вместе в виде потрясающего и исчерпывающего ответа на каждый вопрос, которым я когда-либо задавался.» Из книги Нила Доналда Уолша «Разговор с Богом».
среда, октября 15, 2008
Я больше не в силах жить сам с собой....
«У меня нет большой нужды обращаться к прошлому, и я редко думаю о нем; однако я хотел бы кратко поведать вам о том, как я пришел к тому, чтобы быть духовным учителем, и о том, как появилась эта книга.
До моего тридцатилетия я жил в состоянии почти непрерывной тревоги и беспокойства, пересыпанного периодами суицидальной депрессии. Сейчас это ощущается, как будто я говорил бы о прошлой жизни или о чьей-то еще жизни.
Однажды вскоре после моего двадцатидевятилетия, я проснулся ранним утром с чувством ужасного, абсолютного страха. Такое и прежде бывало со мной много раз: я просыпался с этим чувством и раньше, но на этот раз оно было сильнее, чем когда-либо прежде. Ночная тишь, неопределенность очертаний мебели в темной комнате, далекий шум проходящего поезда – всё ощущалось таким чуждым, враждебным, и настолько лишенным смысла, что создало во мне глубокое отвращение к миру. И самой отвратительной вещью из всего этого было, при всем при том, мое собственное существование. Каков был смысл продолжения жизни с грузом такого страдания? Зачем выносить эту непрерывную борьбу? Я мог чувствовать, что глубокое, страстное желание к избавлению, стремление к несуществованию, теперь становилось гораздо более сильным, чем инстинктивное желание продолжения жизни.
“Я больше не в силах жить сам с собой”. Это была мысль, которая упорно повторялась в моем разуме. Затем я осознал то, насколько необычной и своеобразной была эта мысль. “Я один или меня двое? Если я сам не могу жить с собой, то меня должно быть двое: “Я” и “сам”, с которым я не могу жить”. - “Возможно”, - подумал я, - “что только один из них настоящий”.
Я был так потрясен этой странной догадкой, что мой ум остановился. Я был в полном сознании, но при этом у меня не было никаких мыслей. Затем я почувствовал, что втягиваюсь во что-то вроде энергетической воронки. Сначала это было медленным движением, которое постепенно ускорялось. Я был охвачен ужасным страхом и мое тело начало трясти. Я слышал слова “не сопротивляйся”, как будто исходившие из моей груди. Я чувствовал себя засасываемым в пустоту. Было чувство, что пустота была скорее внутри меня, чем снаружи. Внезапно страх исчез, и я ощутил себя в этой пустоте. Больше я ничего не помню. Я не помню, что было дальше.
Я проснулся от пения птицы за окном. Я никогда раньше не слышал подобного звука. Мои глаза все еще были закрыты, и я видел образ драгоценного бриллианта. Да, если бриллиант способен издавать такой звук, значит, он таким и должен быть. Я открыл глаза. Первый свет утренней зари просачивался сквозь занавеси. Без какой-либо мысли я чувствовал, я знал, что есть нечто бесконечно большее, чтобы познать, чем мы себе представляем. Это мягкое свечение, струившееся сквозь занавеси, была сама любовь. На глаза навернулись слезы. Я поднялся и прошелся по комнате. Я узнал эту комнату, но теперь я знал, что никогда прежде не видел ее в истинном виде. Все было свежим и нетронутым, как будто только что явилось на свет. Я брал в руки вещи, карандаш, пустую бутылку, удивляясь их красоте и наполненности всего этого жизнью.
В тот день я гулял по городу совершенно пораженный чудом жизни на земле, как будто я только что родился в этот мир.
Следующие пять месяцев я жил в состоянии беспрерывного, глубокого покоя и блаженства. Потом интенсивность этого состояния несколько ослабла, или, возможно, просто так казалось, ибо это стало моим естественным состоянием. Я все еще был способен взаимодействовать с миром, хотя и понимал, что ничто из того, что я делал, вероятно, не прибавляло ничего к тому, что у меня уже было.
Я, конечно, знал, что со мной произошло нечто чрезвычайно важное, глубокое и основательное, но совершенно не понимал, что именно. И так было еще в течение нескольких лет, пока из чтения духовных писаний и от духовных учителей я не узнал, что со мной произошло то, чего все они искали. Я понял, что сильный прессинг страдания в ту ночь, должно быть, подтолкнул мое сознание к тому, чтобы оно оторвалось от своей идентификации, от своего отождествления с несчастным и глубоко испуганным, себя, который является, в конечном счете, фикцией, созданной в сознании. Этот отрыв, должно быть, был столь полным, что это ложное, страдающее “я” тотчас сжалось, будто из надувной игрушки вытащили пробку. То, что осталось, была моя истинная, вечная сущность Я есть: сознание в чистом виде, предшествующем его идентификации с формой. Позже я научился входить в это внутреннее царство безвременья и бессмертия, которое я первоначально ощутил и воспринял как пустоту, будучи в полном сознании. Я пребывал в состояниях такого неописуемого блаженства и святости, что даже первоначальное ощущение, которое я только что описал, меркнет в сравнении с ним. Время пришло тогда, когда ненадолго, я остался ни с чем на физическом плане. У меня не было взаимоотношений, работы, дома, определенной общественной идентификации. Я провел почти два года, сидя на скамейках парка в состоянии самой яркой и насыщенной радости.
Но даже самые прекрасные ощущения приходили и уходили. Однако более фундаментальным, чем, возможно, любое из этих ощущений, оставалось невыраженное явно ощущение покоя, которое никогда не покидало меня с тех пор. Порой оно бывает очень сильным, почти осязаемым, а некоторые другие также можно чувствовать. Временами где-то на заднем плане как будто звучит далекая мелодия.
Спустя какое-то время люди подошли бы ко мне и сказали: “Мы хотим то, что у тебя есть. Можешь ли ты дать нам это, или показать, как этого достичь?” И я отвечал бы: “Оно у вас уже есть. Вы просто не чувствуете этого, потому что ваш разум создает слишком много шума”. Позже этот ответ вырос в книгу, которую ты сейчас держишь в своих руках.
До того, как я узнал об этом, я вновь обрел внешнюю идентификацию.» - Экхарт Толль «Сила момента сейчас».
вторник, октября 07, 2008
Из писем "претендентов"...
воскресенье, октября 05, 2008
"Взгляд изнасилованного хорька..."

вторник, сентября 30, 2008
День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Светлая память моей прабабушке Софии, бабушке Вере, моим тётушкам Надежде и Любови!
Пусть никогда не покидают мою доченьку и всю нашу семью вера, надежда, любовь. Пусть мудрость всегда и во всём руководит нами. Храни Господь всю нашу семью!
Мои поздравления с Днём Ангела и пожелания добра, любви и благополучия всем Верам, Надеждам, Любовям и Софиям! Храни Вас Господь!
суббота, сентября 27, 2008
Праздник Воздвижения Креста Господня.

вторник, сентября 23, 2008
Открытие - Фернандо Пессоа.

"Поиски способов
бездействия всегда
составляли смысл
и содержание моей жизни".
Бернардо Соарес.
Чудесное открытие, подарок! И всё это – мои любимые Книги. В последний августовский приезд в Москву купила роман нового для меня автора – нобелевского лауреата Жозе Сарамаго - «Год смерти Риккардо Рейса», решила, что это будет интересно. Начала читать…, вначале было сложно. Это ни на что не похоже и очень непривычно (хотя многие критики «причисляют Сарамаго к магическим реалистам, ставя его в один ряд с Борхесом, Маркесом и Кортасаром» - эти авторы знакомы и любимы давно). Понемногу втянулась, стала чувствовать стиль, глубину, красоту этой прозы. Но вот чего я никак не ожидала, так это того, что в приложении к роману напечатаны стихи великого португальского поэта Фернандо Пессоа (роман об одном из гетеронимов поэта). Я давно не испытывала от прочтения стихов такого огромного и полного удовольствия, такого внутреннего, душевного резонанса, гармонии.
Удивительный поэт!
Фернандо ПЕССОА
(1888-1935)
* * *
Есть некая огромная страна,
Недостижимая для морехода;
Животворит и властвует она,
И от нее свой род ведет Природа.
Под небом там покой и тишина,
Там не грозит малейшая невзгода, -
И мысли нет, что тучка хоть одна
Там проскользнет по глади небосвода.
Но это все же не земля, о нет,-
Страну сию, лишенную примет,
Душа узрит столь странной, столь холодной:
Безмолвно простирается вокруг
Один лишь лес кроваво-красных рук,
Воздетых к небу грозно и бесплодно.
Е. Витковский
* * *
О корабли перед тихим портом
По возвращении счастливом
После невзгод на пути ночном ...
Спит мое сердце озером мертвым,
И над озерным мерным заливом
Рыцарский замок забылся сном ...
У госпожи в этом замке смутном
Бескровны руки, и цвет их матов,
И знать не знает она о том,
Что где-то порт оживает утром,
Когда чернеют борта фрегатов
В рассветном мареве золотом ...
И знать не знает она, что в мире
Есть этот замок ... Душой черница,
Всему на свете она чужда ...
И, покидая морские шири,
Пока впотьмах ей забвенье снится,
В средневековье плывут суда ...
А. Гелескул
* * *
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Я размеренно двигаюсь - вверх или вниз,
И свое назначенье исполнить способен,
Но сознанье мое - неумелый эскиз:
Я подвластен ему, но ему не подобен.
Ничего не поняв ни внутри, ни вовне,
Не пытаюсь достичь понимания даже,
И не боль, и не радость сопутствуют мне.
Я меняюсь душой, но изнанка все та же.
Кто же есмь я, о Господи, в этакой мгле?
Что постигну, мечась в утомительной смуте?
Для чего я куда-то иду по земле,
Оставаясь недвижимым в собственной сути?
Путь мой пуст и бесплоден,- так нужен ли он,
Если смысл от деяний моих отодвинут?
Для чего мне сознанье, которое - сон?
Для чего я в реальность жестокую кинут?
Да пребуду сознаньем и слеп я, и нем.
О иллюзии! Стану под вашей защитой
Пребывать в тишине, наслаждаться ничем
И дремать бестревожно, как берег забытый.
Е. Витковский
пятница, августа 08, 2008
Затмение.

Иногда, каким-то внутренним зрением, она наблюдала за собой…. Ясно осознавала, что эти слёзы – сентиментальность, неконтролируемый минутный взрыв эмоций. Случайная аллюзия в прочитанной сцене из романа столь любимого ею Джона Фаулза «Дэниел Мартин», где не только главный герой отождествлялся ею с нею самой, но и образ женщины, которую он любил всю жизнь, напоминал ей ту саму её, которой она была внутри и которой всегда хотела быть наяву.
Тоскливую, злую слезу вышибало ещё и острое ощущение неизбежной невозможности осуществления её всегдашней глупой мечты о мужчине-друге, о понимании, душевной близости, нежности, о любви наконец – если вообще можно определить что это за «зверь такой» - любовь.
Вся эта эмоциональная напряженность, периодически ярко проявлявшаяся то в слезах, то в затяжных, вяло текущих, изматывающих депрессиях, была вызвана не только – и не столько – присутствием данного ей от рождения в изрядном количестве астенического синдрома (к слову, она довольно успешно преодолевала его сама, без посторонней помощи в течение всех предыдущих лет жизни), сколько приобретённым новым для неё способом восприятия и видения окружающего мира, иными оценками прежде понятных и (казалось) простых вещей, навязанными ею себе самой постоянным подавлением всех чувств, желаний (особенно желаний!), но, главное, одиночеством.
Встряхнувшись, резким движением отложила книгу и попыталась заставить себя успокоиться. Внутреннее напряжение постепенно спадало, уходило, уступая место четкому осознанию, что требует от окружающего мира невозможного, гораздо большего, чем он может ей предложить, а она заслуживает; что все эти её глупые «мечты и желания» больше похожи на требования капризного дитя в лавке игрушек о немедленной покупке уже сотой никчемушной игрушки, чем на действительно жизненно необходимые вещи, без которых уже трудно, почти невозможно не только существовать, но и просто дышать.
И всё это вместе было вызвано одной причиной – внезапно свалившимся (до этого почти не проявлявшимся) острым ощущением, глубинным пониманием конечности, почти мгновенной преходящести всего, что теперь её окружает, её самой. Понимание это, в свою очередь, вызвало в ней теперь постоянный, безотчетный Angst, постепенно превращающий её «теперешнюю» жизнь, её «настоящее» в бесконечный сиюминутный кошмар, а саму её в жалкую, быстро стареющую невротичку. Увы, понимание процесса, вовсе не обещание, не залог исцеления и не рецепт спасения….
Ощущение полного краха всей жизни и внутренней трагедии в душе усугублялось, многократно усиливалось четким, реалистичным осознанием того, насколько она стала непривлекательна как женщина; что жизнь прошла и она уже никогда не станет объектом или чувственных, или эротических фантазий и желаний; что даже на просто чью-то человеческую нежность не приходиться рассчитывать. Где уж тут мечтать о любви…. И хотя она разумом давно смирилась и приняла всё то неизбежное, что несёт в себе возраст, то, что внутри оставалось прежним при всех обстоятельствах и переменах – периодически бунтовало. И тогда снова начиналось «душетрясение», цунами, разбивавшее её внутренний мир в клочья. Тогда она снова и снова переживала главный секрет и главную трагедию жизни (наверно каждой жизни?): в душе она всегда прежняя, «одновозрастная», её биологическое я с возрастом все больше и больше отдаляется, не совпадает с чувственно-психологическим я. Процесс необратим. Можно только немного уменьшить, ослабить боль, нагружая мозги, в попытке хотя бы избежать маразма.
вторник, июля 22, 2008
Полнолуние. Два месяца спустя...
Почта пришла, но лучше бы её не было...
Поначалу вся затея с поисками исчезнувшего из моей жизни также неожиданно, как и в ней появившегося, человека казалась мне довольно забавной; огорчилась я теперь, когда в результате недолгой и более чем странной переписки получила сообщение, из которого ясно, что я нашла того, кого искала. Виновата в своих огорчениях я сама - увлекшись поисками и затеяв переписку с «предметом» поисков - не заметила, как оказалась в глупом и довольно таки унизительном положении. Менее всего я предполагала, что на практике, в жизни окажусь в ситуации очень схожей с ситуацией героини Светланы Немоляевой в фильме «Служебный роман». Придется это «пережить» и принять, что воспоминания столь дорогие тебе для другого участника вовсе не так дороги и не вызывают не только «теплых» чувств, но скорее раздражают напоминанием о том, о чем давно позабыто и выброшено из головы (или пересмотрено и низведено до жалкой банальности, о которой и вспоминать смешно)… Пишу теперь – потому что мне стыдно за дурацкий эмоциональный порыв, за инициацию переписки, с точки зрения разумных реалий и прошедших лет – ненужной; а главное, что в сущности я не нашла того, кого искала – так бывает. С возрастом жизнь многих из нас глубинно, душевно изменяет до неузнаваемости… мы, новые, уже другие, от нашей прежней «перпендикулярности» не осталось следа, искры не высекаются – мы стали мирами «параллельными» со всеми вытекающими из этого выводами. Мне не горько, но мне почему-то стыдно и, совсем немножко, грустно.
Всю сиесту этого невыносимо жаркого июля я неспешно зачитываюсь романом своего самого любимого писателя Джона Фаулза «Дэниел Мартин». Скорее всего, не зря именно в это время. Там есть глава под названием Филлида, в ней главный герой, очень немолодой человек, описывает встречу с женщиной, которая когда-то вызвала в нем весьма романтические чувства. После получения последней записки (письмом это невозможно назвать ни при каких обстоятельствах) из Филадельфии, я еще раз перечитала эту главу. Стало ясно, что её финал очень точно описывает нашу нынешнюю ситуацию с результатами некоторых действий, произведенных мною под воздействием идиотской, глупой эмоциональной экзальтации и сентиментальной ностальгии о годах молодости. Весьма сожалею: глупа, признаю! Буду работать над собой. Но, цитату позволю себе привести – и так, это о нас теперешних:
«…ну почему я не продрался через злосчастную скорлупу, отгородившую нас друг от друга, сквозь её испуганную чопорность и собственную идиотскую любезность? Мы полагаем, что, старея, становимся мудрей и терпимей, а на самом деле мы просто становимся ленивее. Я же мог спросить, что случилось тогда, что ты чувствовала, долго ли обо мне скучала? Если бы даже я пробудил в ней лишь горькие воспоминания, вызвал упреки, и то было бы лучше глухого молчания, подлого, глупого, бесчеловечного притворства, будто наше прошлое не есть также наше настоящее; будто то, что мы совершили, и то, что чувствовали, было почему-то дурным и нелепым… незрелым. Что останется от нашей жизни, если лишить ее юношеской незрелости?» Дж. Фаулз, «Дэниел Мартин».
Думаю, что добавить мне больше нечего. К счастью, я не растеряла то хорошее, что было во мне; это поможет мне правильно оценить свои «поиски прошлого» и пережить неловкость и стыд. Удачи Вам, господин …N, Luck out!
понедельник, июля 14, 2008
"по улице моей, который год - звучат шаги...мои друзья уходят..."
Долго не заглядывала в свои записи - не было сил... 02 июня этого года после операции скоропостижно умер отец моей дочери... Новость так перевернула нашу жизнь, что до сих пор мы не можем поверить, что это не идиотский розыгрыш, а реальность... 11 июля было 40 дней... нечего добавить. И не знаю, когда снова смогу жить как прежде. Нас ничего не связывало в течение 21 года, а вот его уход вызвал в душе потрясение ...
Царство несбесное новопреставленному рабу Божьему…
четверг, июня 05, 2008
С Праздником Вознесения Господня!


В самом слове “Вознесение” трепещет радость, это как бы вызов так называемым “законам природы”, всегда влекущим вниз. А тут наоборот — легкость, полет, бесконечное возношение.
В чем великая радость этого праздника, который продолжается до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в этот день. Ведь как будто ушел, оставил нас Христос, это как будто день разлуки. Но нет разлуки, ибо Христос сказал: “Я с вами до скончания века”, и вся радость христианской веры — от сознания Его присутствия. Праздник ВОЗНЕСЕНИЯ — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными, низменными, к земле обращенными и землей одной живущими. Грех — это предательство неба в душе. Господь разрушил эти узы и своим примером показал нам путь к истинной нашей родине.
Прот. Александр Шмеман
* * *
Вознесение Господа Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее, в своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека, к Самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому человеку, если он того возжелает, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. О событиях Вознесения в своих повествованиях передают нам евангелисты Марк и Лука, а последний более подробно повествует об этом во второй своей книге - "Деяния святых апостолов".
Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения но многократно раскрывает смысл его, и на основании этого Евангелия можно заключить, что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. "Не прикасайся ко Мне, говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".
В день празднования Вознесения Господня нам надо особенно помнить, что мы, прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно нам напоминает: "Разве вы не знаете, что вы - храм Святого Духа". А это значит, что мы должны стремиться не только к полному освящению нашей души, но и тела. Душа и тело должны быть сперва подчинены духу человека, а дух наш должен предать душу и тело наше Богу, сделать все наше существо проницаемым для Духа Святого.
В день Вознесения Христова вознесемся над нашей обычной жизнью, вознесемся не только мечтами, мечты вредны, а делами. Устремимся угождать Богу, хотя бы это и стоило нам некоторых страданий. Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь, на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его и Отцу нашему, к Богу-Отцу, Который есть Тот, Кто есть Всевышний.
Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
пятница, мая 30, 2008
Мишель СИОРАН - О Фрейде...
четверг, мая 29, 2008
Из Дневников о. Александра Шмемана

среда, мая 28, 2008
Письма к отцу, которого нет с нами вот уже почти двадцать лет.

вторник, мая 27, 2008
Джон Фаулз о мире, мировоззрении, мировосприятии, о вере, о себе – обо всём.

…продолжение…
«Всю свою сознательную жизнь я верил в то, что единственная рациональная политическая доктрина, которой можно придерживаться, это демократический социализм. Но во что я никогда не верил, так это в квазиэмоциональный либерализм того типа, который стал популярен в последние двадцать лет. Это мировоззрение больше связано с авангардной общественной средой и модными газетами, чем с какими-либо по-настоящему глубокими убеждениями или разумной попыткой сломить реакцию.
Равным образом, меня никогда не привлекала теория, будто социализм – это исключительная собственность пролетариата и главный голос в социалистической политике должен всегда оставаться за организованным трудом. Возможно. Возникновением социализма мы обязаны профсоюзному движению; однако пришло время обрезать пуповину.
Основная тема этой книги – равно как и «Коллекционера» - тоже была понята превратно. В сущности, она была подсказана греческим философом Гераклитом*. О нём известно очень мало, поскольку Гераклит жил до золотого века греческой философии, и от его работ до нас дошло лишь несколько страниц зачастую малопонятных фрагментов. В своей знаменитой книге «Открытое общество» профессор Карл Поппер предъявил Гераклиту убедительное обвинение в том, что он стоял у истоков современного тоталитаризма (хоты бы уже потому, что повлиял на Платона).
*Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V вв. до н.э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом всего сущего мировой огонь, который одновременно был душа и разум (логос); высказал идею непрерывного изменения и становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»); полагал, что противоположности пребывают в вечной борьбе («война есть отец всего»), но в то же время в космосе существует и скрытая гармония.
Гераклит видел человечество разделённым на моральную и интеллектуальную elite* (aristoi, «хорошие», а не «благородного происхождения» – это более позднее значение) и бездумную, склонную к конформизму** массу - hoi polloi, большинство. Понятно, как подобное деление сыграло на руку всем последующим мыслителям, выдвинувшим теории о расе господ, сверхчеловеке, правлении немногих, а то и одного и т.п. Нельзя отрицать, что Гераклит, подобно безобидному, в принципе, оружию, оставленному валяться на земле, мог быть использован реакционерами; однако его основная идея с БИОЛОГИЧЕСКОЙ точки зрения, по-моему неопровержима.
* Elite (фр.) – элита.
** Конформизм (от позднелат. Conformis –подобный, сообразный) – приспособление к существующим порядкам, господствующим мнениям, отсутствие собственной позиции, некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Очевидно, что в любой сфере человеческих устремлений большинство великих свершений и достижений принадлежит отдельным личностям – гениям науки или искусства, святым, революционерам…. И наоборот, нам не требуется доказательства в виде тестирования интеллекта, чтобы понять: основная масса человечества не слишком умна, - а также не отличается высокой нравственностью, художественной одарённостью, да и вообще не слишком подготовлена для какой-нибудь более благородной человеческой деятельности.
Разумеется, было бы верхом идиотизма на этом основании поспешить с выводом, будто человечество можно разбить на две четко обозначенные группы – сияющих совершенством Немногих и презренную Массу. Промежуточные ступени бесконечны; и если вы не вынесете из этой книги какой-нибудь другой идеи, то, надеюсь, поймете что я имею в виду: граница между Немногими и Массой проходит не между людьми, а внутри каждого человека. Одним словом, никто из нас не совершенен, и наоборот.
С другой стороны, история – в том числе и двадцатого века – показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между Немногими и Массой, между «Ними» и «Нами».
…
Я не хотел сказать, что смотрю в будущее с мрачным пессимизмом или что драгоценной Elite угрожают варварские орды. Я просто имел в виду, что, если мы не посмотрим в лицо этому излишне грубому конфликту (основанному преимущественно на чрезмерной зависти, с одной стороны, и избытке презрения, с другой) между биологическими Немногими и биологической Массой; если мы не признаем, что не рождаемся и никогда не будем рождаться равными, хотя права человека одинаковы для всех; если Масса не избавится от ложного представления о своей неполноценности, а Немногие – от столь же ложного представления, будто биологическое превосходство – это состояние существования, а не ОТВЕТСТВЕННОСТИ, которым оно является на деле, - если всего этого не произойдет, мы так никогда и не станем жить в более справедливом и счастливом мире.
В другом месте этой книги я подчеркиваю значение противоположного взгляда на жизнь; люди, нации и сами идеи черпают гораздо больше силы, энергии и «горючего» у своих врагов и противников, чем это может показаться на первый взгляд.
Это относится и к противостоянию между Немногими и Массой, между теми, чьи привилегии эволюция отмерила слишком щедро или слишком скупо. Помимо явно отрицательных у этой войны есть и свои положительные стороны. Но если выразить одним словом все несовершенство нашего мира, то этим словом, несомненно, будет НЕРАВЕНСТВО. Именно неравенство, а не Ли Харви Освальд, убило президента Кеннеди.
Случайность – великий фактор, которым мы никогда не сможем управлять, обреченный вечно отравлять неравенством наше существование. Со стороны человека было бы просто безумием слепо распространять этот страшный вирус по всему миру; лучше попытаться ограничить его действие.
В этом и заключается основная мысль этой книги. К ней можно отнестись по-разному, но, думаю, вы согласитесь со мной, что ее не стоит путать с фашизмом.
1968.
понедельник, мая 26, 2008
Открытие сезона 2008.

Печаль.
Тают годы мои, тает звон
Ввечеру колокольный,
Что разносит гора Хацусэ
Уже над иным селеньем
*****
Какой осенний вид
У твоей поблекшей любви!
Печаль меня убьет.
Так в роще сметает вихрь
Каплю белой росы
*****
Фудзивара-но Садаиэ
Подписаться на:
Сообщения (Atom)