В качестве эпиграфа:
«Не терзай ближнего понапрасну!»
(Дж. Фаулз – 11 заповедь,
сформулированная автором
в его романе «Волхв»).
Книга, которую я, вот уже несколько дней, не выпускаю из рук, при первом знакомстве вызвала у меня отторжение. Убедительность и доступность изложенных в ней утверждений и взглядов в некоторых случаях ввергала в откровенный страх. Убежденность и точные аргументы автора в «пух и прах», как мне показалось на первый взгляд, разбивали некоторые «фундаментальные» основы моих убеждений, моего внутреннего мировоззрения. Но прошло немного времени, я успокоилась, а интерес к этому необычному произведению и моя давняя привязанность, любовь и уважение к Автору, ко всему, что выходило из-под его пера – заставили меня снова и снова перечитывать эту неоднозначную книгу. Так она стала моим настольным путеводителем по жизни. Словарем, энциклопедией, учебником по ликвидации безграмотности. А ещё «подкупила» цель написания книги. Главной заботой в написании и издании этого произведения, по определению автора, было сохранение свободы человека в условиях постоянного давящего конформизма. Поскольку я себя, в некоторой степени, позиционирую как нонконформиста – эта книга не могла меня не увлечь в свои «тенета». Кроче того, она учит чаще задумываться о вещах, думать о которых я в своей суетной жизни не всегда находила время и место. Заставила меня вспомнить убеждения молодости и всей жизни, что «думать – не больно, но совершенно необходимо». Кроме того, книга вызвала острое ощущение боли и стыда от того, что большую часть самых продуктивных молодых своих лет я, к глубочайшему своему нынешнему сожалению, читала НЕ ТЕ книги, НЕ о ТОМ…. Сейчас возможно только подлатать некоторые «интеллектуальные дыры», исправить же «фундаментально» - вряд ли успею…. Но, точно знаю -«штопать» не перестану.
И ещё одно, что меня заинтересовало в книге Дж. Фаулза «Аристос». Не знаю знаком ли был автор с древней наукой каббалой. Но его взгляд на «нас», определение что есть «мы» - очень близко совпадает с определениями этих понятий в науке каббале. Это тоже не могло меня оставить равнодушной.
И так, - Манифест прав человека на духовную свободу - от Дж. Фаулза.
Из предисловия к книге, написанного самим автором:
«Я писатель, и не нуждаюсь в больших оковах определённости, чем те, которые я создаю для себя сам при помощи печатного слова. Поэтому лично для меня эта книга стала способом заявить о том, что я не намерен поселиться в клетке с надписью «романист».
Протесты вызвала не только тема книги, но и та безапелляционная форма, в которую я облек собственные взгляды на жизнь. Однако и это было продиктовано исключительной заботой о духовной свободе человека. Заявив откровенно о том, во что верю я, мне хочется вызвать в вас желание столь же откровенно определиться с тем, во что верите вы. Я не жду от вас согласия. Если бы я хотел получить его, то написал бы книгу совершенно иную по форме и стилю, покрыв свои пилюли привычной сахарной оболочкой. Одним словом, я не настаиваю на своей правоте.
В нашем мире бытует мнение, будто философию следует оставить философам, социологию – социологам, а смерть – мертвым. Я считаю это одной из великих и деспотических ересей нашего времени. Я целиком отвергаю точку зрения, будто в вопросах, которые касаются всех и каждого (например, относящихся к проблемам смысла жизни, природы наилучшего общественного устройства, ограниченности человеческих возможностей), правом на собственное мнение обладает только специалист – да и то исключительно в рамках своей области знания. Таблички с надписью «Посторонним вход воспрещен», слава богу, все реже украшают частные владения в нашей «глубинке»; однако они пока еще растут, как грибы, вокруг высоких стен заповедников нашей литературной и интеллектуальной жизни.
Несмотря на все технологические достижения, за пределами своих узких профессиональных сфер мы представляем собой в интеллектуальном отношении одну из самых ленивых и робких исторических эпох. Поэтому другой целью этой книги было навести вас на мысль, что главной причиной неудовлетворенности, которая преследует наше столетие, подобно тому, как оптимизм преследовал восемнадцатое, а самодовольство – девятнадцатое, является именно то, что мы забываем о самой существенной из прирожденных привилегий человека: иметь собственное мнение по поводу всего того, что нас касается самым непосредственным образом». (продолжение следует….)
Комментариев нет:
Отправить комментарий