понедельник, июля 14, 2008

"по улице моей, который год - звучат шаги...мои друзья уходят..."

Долго не заглядывала в свои записи - не было сил... 02 июня этого года после операции скоропостижно умер отец моей дочери... Новость так перевернула нашу жизнь, что до сих пор мы не можем поверить, что это не идиотский розыгрыш, а реальность... 11 июля было 40 дней... нечего добавить. И не знаю, когда снова смогу жить как прежде. Нас ничего не связывало в течение 21 года, а вот его уход вызвал в душе потрясение ... Царство несбесное новопреставленному рабу Божьему…

четверг, июня 05, 2008

С Праздником Вознесения Господня!

Слово на Вознесение Господне
В самом слове “Вознесение” трепещет радость, это как бы вызов так называемым “законам природы”, всегда влекущим вниз. А тут наоборот — легкость, полет, бесконечное возношение. В чем великая радость этого праздника, который продолжается до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в этот день. Ведь как будто ушел, оставил нас Христос, это как будто день разлуки. Но нет разлуки, ибо Христос сказал: “Я с вами до скончания века”, и вся радость христианской веры — от сознания Его присутствия. Праздник ВОЗНЕСЕНИЯ — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными, низменными, к земле обращенными и землей одной живущими. Грех — это предательство неба в душе. Господь разрушил эти узы и своим примером показал нам путь к истинной нашей родине. Прот. Александр Шмеман * * * Вознесение Господа Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее, в своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека, к Самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому человеку, если он того возжелает, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. О событиях Вознесения в своих повествованиях передают нам евангелисты Марк и Лука, а последний более подробно повествует об этом во второй своей книге - "Деяния святых апостолов". Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения но многократно раскрывает смысл его, и на основании этого Евангелия можно заключить, что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. "Не прикасайся ко Мне, говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". В день празднования Вознесения Господня нам надо особенно помнить, что мы, прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно нам напоминает: "Разве вы не знаете, что вы - храм Святого Духа". А это значит, что мы должны стремиться не только к полному освящению нашей души, но и тела. Душа и тело должны быть сперва подчинены духу человека, а дух наш должен предать душу и тело наше Богу, сделать все наше существо проницаемым для Духа Святого. В день Вознесения Христова вознесемся над нашей обычной жизнью, вознесемся не только мечтами, мечты вредны, а делами. Устремимся угождать Богу, хотя бы это и стоило нам некоторых страданий. Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь, на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его и Отцу нашему, к Богу-Отцу, Который есть Тот, Кто есть Всевышний. Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)

пятница, мая 30, 2008

Мишель СИОРАН - О Фрейде...

Цитата:

"квазинаучная порнография" Фрейда, "на целый век овладевшая некрепкими умами молодых людей, разного рода бездельников, псевдоврачей и чокнутых - всех, кто хочет заполучить ключ от того, от чего нет ключа". М. Сиоран

четверг, мая 29, 2008

Из Дневников о. Александра Шмемана

«Пятница, 25 мая 1973 Перечитывал с наслаждением дневник моего любимого Julien Green. Он пишет: "Sans la communion, la vie change et la foi s'en va. C'est a peu pres sans exception"1 (p.14). Как верно! Вот уже два дня радость, что завтра буду служить Литургию. Что еще интересно в Церкви? Дни академической суеты. Маленький мирок, но сколько в нем страстей и страстишек! Еще из Green'а (цитата из T.S. Eliot): "Ou est la sagesse que le savoir nous a fait perdu? Ou est le savoir que nous avons perdu par l'information?"2. Один дома (Л. в Spence3 на спектакле). Слушаю "Тебе одеющагося светом яко ризою…". Всегда прямо в душу: "Увы мне, Свете мой…" Вчера у Трубецких в Syosset. Понедельник, 28 мая 1973 (Memorial Day) Два дня в Bridgehampton, у Небольсиных, с двумя Аниными старшими детьми. Всегда там вспоминаю о чудных днях, проведенных там каждый июнь с 1952 по 1957 гг. Океан. Дюны. Морской ветер. Это были страшно трудные годы, но Bridgehampton остался весь солнцем, счастьем, красотой мира. Продолжал там Julien Green'а, дневник, одну из самых, пожалуй, любимых моих книг. Дом Небольсиных построен в 1710 или 1730г.! Наслаждение от этих комнат, камина, всей жизни, тут прошедшей. Paul Valery: "On ne peut pas sortir de l'ombre, meme un peu, sans exciter la haine de beaucoup"4. Думал опять об основном или предварительном вопросе, о котором богословы не думают или который, возможно, они считают разрешенным. Это вопрос о том, что мерит что… Даже богословие, даже православное богословие, в конечном итоге, критерием веры считает разум, во всех его "оформлениях": историзм, экзегеза (научная), философия, психология… Считает даже тогда, когда очень ловко борется с "рационализмом". И пока это так, мы не выходим из порочного круга. Именно об этом пишет Green: "Perdre le sens du mystere de Dieu est plus frequent qu'on ne croit. Bien des chretiens mettent a la place de Dieu une idole qu'ils appellent Dieu, qu'ils fabriquent de toutes pieces et qu'ils adorent en toute bonne foi"5. 1 "Без причастия жизнь меняется и вера уходит. Это так почти без исключения" (фр.). 2 "Где мудрость, которую знание заставило нас потерять? Где знание, которое мы заменили информацией?" (фр.). 3 Spence School - частная школа в Нью-Йорке, в которой работала Ульяна Сергеевна Шмеман. 4 Поль Валери: "Нельзя выйти из тени даже ненадолго без того, чтобы не вызвать ненависти многих" (Поль Валери) (фр.). 5 Грин: "Потеря чувства тайны Бога - более частое явление, чем можно подумать. Многие христиане заменяют Бога идолом, которого они называют Богом, которого составляют из разных соответствующих составляющих и которому поклоняются" (фр.). 32 Когда Бог трогает душу - ничего не надо, но ничего и "доказать" нельзя. Два, три раза в жизни, [в корпусе] в марте 1934 или 1935 года (четырнадцать-пятнадцать лет). После службы, на "плацу". В те же, приблизительно, годы в Экзенском лесу, в Лазареву субботу (гулял с о. Шимкевичем). В Великую Субботу, о которой, кажется, писал уже в этой тетради. Действительно - свет и радость и мир, но что же к этим словам можно прибавить? Не читать же об этом лекции».

среда, мая 28, 2008

Письма к отцу, которого нет с нами вот уже почти двадцать лет.

Утро. Звонит мобильник. Не хочется просыпаться. Не хочется отвечать на звонок. Зов мобильника весьма настойчив. Выныриваю из полусонного забытья и вспоминаю, что утром мы с Катюшей собирались ехать купаться, что море уже тёплое. Вспоминаю, какое это потрясающее ощущение погрузиться в солёную бирюзу и смыть с себя все остатки снов и мысли о подступающих проблемах грядущего дня – пять минут и я готова. Взяли с собой Мику. Это Катина маленькая собачонка – породы «джек-рассел-терьер». Мне её жалко – она, бедная, по долгу сидит дома одна. Через 15 минут мы в кафе возле пляжа. Стакан свежевыжатого апельсинового сока и чашка эспрессо. Теперь купаться! Людей на пляже ещё очень мало – май, сезон только начинается. Наше самое любимое время. Четыре часа безмятежности и нежное, шелковое волшебство моря. Счастье. К часу дня жара становится нестерпимой, убегаем домой. На террасе блаженство прохлады, живем на горе. Можно расслабиться – время сиесты. Разморило, держалась недолго и заснула. Вечером гости. Сидим на террасе, пьем зелёный чай, вспоминаем Москву. Там сейчас холодно, дождь, неуютно. Даже не верится, что где-то нет тепла и солнца. Здесь – рай. К девяти вечера мои гости разошлись. Настроение резко упало. Делать ничего не хочется. Ленивые попытки отогнать грустные мысли о моих делах. Безуспешно, только ещё тяжелее на душе. Иду к компьютеру, смотрю почту – ничего. Ну, нет - так нет. И почему это я среди всех неурядиц жду хороших новостей? С чего бы им быть? В сердце боль и тоска. И всё вроде бы хорошо, а вот, поди ж ты. Так хочется мира и покоя в душе, уверенности, что всё будет хорошо. И невозможность этот душевный мир и покой обрести….

вторник, мая 27, 2008

Джон Фаулз о мире, мировоззрении, мировосприятии, о вере, о себе – обо всём.

АРИСТОС (древн. греч.) –«наилучший в данной ситуации».
…продолжение… «Всю свою сознательную жизнь я верил в то, что единственная рациональная политическая доктрина, которой можно придерживаться, это демократический социализм. Но во что я никогда не верил, так это в квазиэмоциональный либерализм того типа, который стал популярен в последние двадцать лет. Это мировоззрение больше связано с авангардной общественной средой и модными газетами, чем с какими-либо по-настоящему глубокими убеждениями или разумной попыткой сломить реакцию. Равным образом, меня никогда не привлекала теория, будто социализм – это исключительная собственность пролетариата и главный голос в социалистической политике должен всегда оставаться за организованным трудом. Возможно. Возникновением социализма мы обязаны профсоюзному движению; однако пришло время обрезать пуповину. Основная тема этой книги – равно как и «Коллекционера» - тоже была понята превратно. В сущности, она была подсказана греческим философом Гераклитом*. О нём известно очень мало, поскольку Гераклит жил до золотого века греческой философии, и от его работ до нас дошло лишь несколько страниц зачастую малопонятных фрагментов. В своей знаменитой книге «Открытое общество» профессор Карл Поппер предъявил Гераклиту убедительное обвинение в том, что он стоял у истоков современного тоталитаризма (хоты бы уже потому, что повлиял на Платона).
*Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V вв. до н.э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом всего сущего мировой огонь, который одновременно был душа и разум (логос); высказал идею непрерывного изменения и становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»); полагал, что противоположности пребывают в вечной борьбе («война есть отец всего»), но в то же время в космосе существует и скрытая гармония.
Гераклит видел человечество разделённым на моральную и интеллектуальную elite* (aristoi, «хорошие», а не «благородного происхождения» – это более позднее значение) и бездумную, склонную к конформизму** массу - hoi polloi, большинство. Понятно, как подобное деление сыграло на руку всем последующим мыслителям, выдвинувшим теории о расе господ, сверхчеловеке, правлении немногих, а то и одного и т.п. Нельзя отрицать, что Гераклит, подобно безобидному, в принципе, оружию, оставленному валяться на земле, мог быть использован реакционерами; однако его основная идея с БИОЛОГИЧЕСКОЙ точки зрения, по-моему неопровержима.
* Elite (фр.) – элита.
** Конформизм (от позднелат. Conformis –подобный, сообразный) – приспособление к существующим порядкам, господствующим мнениям, отсутствие собственной позиции, некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Очевидно, что в любой сфере человеческих устремлений большинство великих свершений и достижений принадлежит отдельным личностям – гениям науки или искусства, святым, революционерам…. И наоборот, нам не требуется доказательства в виде тестирования интеллекта, чтобы понять: основная масса человечества не слишком умна, - а также не отличается высокой нравственностью, художественной одарённостью, да и вообще не слишком подготовлена для какой-нибудь более благородной человеческой деятельности. Разумеется, было бы верхом идиотизма на этом основании поспешить с выводом, будто человечество можно разбить на две четко обозначенные группы – сияющих совершенством Немногих и презренную Массу. Промежуточные ступени бесконечны; и если вы не вынесете из этой книги какой-нибудь другой идеи, то, надеюсь, поймете что я имею в виду: граница между Немногими и Массой проходит не между людьми, а внутри каждого человека. Одним словом, никто из нас не совершенен, и наоборот. С другой стороны, история – в том числе и двадцатого века – показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между Немногими и Массой, между «Ними» и «Нами». … Я не хотел сказать, что смотрю в будущее с мрачным пессимизмом или что драгоценной Elite угрожают варварские орды. Я просто имел в виду, что, если мы не посмотрим в лицо этому излишне грубому конфликту (основанному преимущественно на чрезмерной зависти, с одной стороны, и избытке презрения, с другой) между биологическими Немногими и биологической Массой; если мы не признаем, что не рождаемся и никогда не будем рождаться равными, хотя права человека одинаковы для всех; если Масса не избавится от ложного представления о своей неполноценности, а Немногие – от столь же ложного представления, будто биологическое превосходство – это состояние существования, а не ОТВЕТСТВЕННОСТИ, которым оно является на деле, - если всего этого не произойдет, мы так никогда и не станем жить в более справедливом и счастливом мире. В другом месте этой книги я подчеркиваю значение противоположного взгляда на жизнь; люди, нации и сами идеи черпают гораздо больше силы, энергии и «горючего» у своих врагов и противников, чем это может показаться на первый взгляд. Это относится и к противостоянию между Немногими и Массой, между теми, чьи привилегии эволюция отмерила слишком щедро или слишком скупо. Помимо явно отрицательных у этой войны есть и свои положительные стороны. Но если выразить одним словом все несовершенство нашего мира, то этим словом, несомненно, будет НЕРАВЕНСТВО. Именно неравенство, а не Ли Харви Освальд, убило президента Кеннеди.
Случайность – великий фактор, которым мы никогда не сможем управлять, обреченный вечно отравлять неравенством наше существование. Со стороны человека было бы просто безумием слепо распространять этот страшный вирус по всему миру; лучше попытаться ограничить его действие. В этом и заключается основная мысль этой книги. К ней можно отнестись по-разному, но, думаю, вы согласитесь со мной, что ее не стоит путать с фашизмом. 1968.

понедельник, мая 26, 2008

Открытие сезона 2008.

Вот и дождалась. Воздух 27, море 23. Открытие плавательного сезона состоялось. Полный телячий восторг! Шелковая, ласковая, чистейшая вода. Не хотелось выходить. Сразу иное ощущение жизни, как будто очистилась от всей шелухи, накопившейся за зиму. Море очищает всю тебя: и душу и тело. Одно слово – живая вода. Хвала тебе любимая Адриатика! Завтра прямо с утра – на пляж. Море, солнце – что ещё нужно для счастья! Наконец лето!!!

Печаль.

***** Мольбам неподвластны,
Тают годы мои, тает звон
Ввечеру колокольный,
Что разносит гора Хацусэ
Уже над иным селеньем
***** Какой осенний вид
У твоей поблекшей любви!
Печаль меня убьет.
Так в роще сметает вихрь
Каплю белой росы
***** Фудзивара-но Садаиэ

четверг, мая 22, 2008

Право человека на духовную свободу.

В качестве эпиграфа: «Не терзай ближнего понапрасну!» (Дж. Фаулз – 11 заповедь, сформулированная автором в его романе «Волхв»). Книга, которую я, вот уже несколько дней, не выпускаю из рук, при первом знакомстве вызвала у меня отторжение. Убедительность и доступность изложенных в ней утверждений и взглядов в некоторых случаях ввергала в откровенный страх. Убежденность и точные аргументы автора в «пух и прах», как мне показалось на первый взгляд, разбивали некоторые «фундаментальные» основы моих убеждений, моего внутреннего мировоззрения. Но прошло немного времени, я успокоилась, а интерес к этому необычному произведению и моя давняя привязанность, любовь и уважение к Автору, ко всему, что выходило из-под его пера – заставили меня снова и снова перечитывать эту неоднозначную книгу. Так она стала моим настольным путеводителем по жизни. Словарем, энциклопедией, учебником по ликвидации безграмотности. А ещё «подкупила» цель написания книги. Главной заботой в написании и издании этого произведения, по определению автора, было сохранение свободы человека в условиях постоянного давящего конформизма. Поскольку я себя, в некоторой степени, позиционирую как нонконформиста – эта книга не могла меня не увлечь в свои «тенета». Кроче того, она учит чаще задумываться о вещах, думать о которых я в своей суетной жизни не всегда находила время и место. Заставила меня вспомнить убеждения молодости и всей жизни, что «думать – не больно, но совершенно необходимо». Кроме того, книга вызвала острое ощущение боли и стыда от того, что большую часть самых продуктивных молодых своих лет я, к глубочайшему своему нынешнему сожалению, читала НЕ ТЕ книги, НЕ о ТОМ…. Сейчас возможно только подлатать некоторые «интеллектуальные дыры», исправить же «фундаментально» - вряд ли успею…. Но, точно знаю -«штопать» не перестану. И ещё одно, что меня заинтересовало в книге Дж. Фаулза «Аристос». Не знаю знаком ли был автор с древней наукой каббалой. Но его взгляд на «нас», определение что есть «мы» - очень близко совпадает с определениями этих понятий в науке каббале. Это тоже не могло меня оставить равнодушной. И так, - Манифест прав человека на духовную свободу - от Дж. Фаулза. Из предисловия к книге, написанного самим автором: «Я писатель, и не нуждаюсь в больших оковах определённости, чем те, которые я создаю для себя сам при помощи печатного слова. Поэтому лично для меня эта книга стала способом заявить о том, что я не намерен поселиться в клетке с надписью «романист». Протесты вызвала не только тема книги, но и та безапелляционная форма, в которую я облек собственные взгляды на жизнь. Однако и это было продиктовано исключительной заботой о духовной свободе человека. Заявив откровенно о том, во что верю я, мне хочется вызвать в вас желание столь же откровенно определиться с тем, во что верите вы. Я не жду от вас согласия. Если бы я хотел получить его, то написал бы книгу совершенно иную по форме и стилю, покрыв свои пилюли привычной сахарной оболочкой. Одним словом, я не настаиваю на своей правоте. В нашем мире бытует мнение, будто философию следует оставить философам, социологию – социологам, а смерть – мертвым. Я считаю это одной из великих и деспотических ересей нашего времени. Я целиком отвергаю точку зрения, будто в вопросах, которые касаются всех и каждого (например, относящихся к проблемам смысла жизни, природы наилучшего общественного устройства, ограниченности человеческих возможностей), правом на собственное мнение обладает только специалист – да и то исключительно в рамках своей области знания. Таблички с надписью «Посторонним вход воспрещен», слава богу, все реже украшают частные владения в нашей «глубинке»; однако они пока еще растут, как грибы, вокруг высоких стен заповедников нашей литературной и интеллектуальной жизни. Несмотря на все технологические достижения, за пределами своих узких профессиональных сфер мы представляем собой в интеллектуальном отношении одну из самых ленивых и робких исторических эпох. Поэтому другой целью этой книги было навести вас на мысль, что главной причиной неудовлетворенности, которая преследует наше столетие, подобно тому, как оптимизм преследовал восемнадцатое, а самодовольство – девятнадцатое, является именно то, что мы забываем о самой существенной из прирожденных привилегий человека: иметь собственное мнение по поводу всего того, что нас касается самым непосредственным образом». (продолжение следует….)

среда, мая 21, 2008

Полнолуние.

Накануне - день до краёв заполненный одиночеством и воспоминаниями. Сплошной адреналин. Безжалостная ночь без сна. Обрывки фраз, навязчиво повторяющиеся кадры немого кино из моей прошлой жизни. Моей ли? Сейчас, здесь, в это с трудом верится. Ожила память, одновременно мучительная и милая, как оказалось, бесконечно дорогая сердцу, о восхитительных годах молодости, которые, по глупости своей, совсем не ценила тогда. От неё невозможно освободится, убежать. Да сегодня и не хочется, что удивительно. Я так усердно старалась всё забыть, чтобы не мешало дышать, как-то жить. Чтобы стало возможным из остатков и осколков склеить, перекроить жизнь на ново. А вот, поди ж ты, оказывается всё во мне осталось, ничего не исчезло, всё видится так, как будто бы было вчера…. Со времени нашей последней встречи прошло девятнадцать лет. Моя, тогда маленькая дочка, выросла и вышла замуж. Мы почти три года живём у моря, в Дубровнике, в Хорватии. За эти девятнадцать лет уместилось столько, что хватило бы на пару, если не больше, жизней. И вот в этой, в который раз новой, жизни, в которой я спокойна и замужем за одиночеством, в мирном сосуществовании с самой собой – самум, амок…. И всё перевернуто, и нет покоя и сна. Нет ничего – только воспоминания, воспоминания, воспоминания…. Вечер знакомства - в компании пяти стервозных, весьма раскрепощённых девиц, одна из которых притащила его в дом, едва познакомившись с ним (кажется в цирке), в качестве то ли «угощения», то ли жертвы. Тогда осталась совершенно равнодушна. Слишком красив, весьма не глуп (потом оказалась – умен), стиль, шарм – всё при нём. Хуже всего – знает об этом и точно знает реакцию женщин на своё присутствие. Хотелось говорить ему гадости в пику радостно-возбуждённому щебетанию приятельниц. Кажется, наговорила. Уже не помню точно что. Потом встречи, чаще редкие, затем «то и дело», дальше близкие. Вот идём вместе по центральному проспекту Минска…. Навещаю его в больнице…. Одна из немногих памятных встреч Нового года у меня дома: своим появлением - весь в белом - и падением в коридоре, сходу, во всю длину на пол, до смерти напугал мою подружку. Зимой у него: горячей воды нет. Ледяной душ заменяет мне горячую ванну. Его улыбка, взгляд из подо лба, поворот головы, глаза – смеющиеся и ласковые, руки на моих плечах, ночью грею молоко в чужой кухне на плите, мой день рождения, на котором нет гостей, кроме нас двоих. Я вспоминаю. Я помню всё. Смеюсь и реву одновременно. Не могу остановиться. Не могу спать. Не могу не плакать. Не могу не вспоминать. Не могу НЕ помнить!!!! Я долго искала его в Интернете, просила приятельницу, тоже минчанку, через её знакомых узнать, где он сейчас. Последний раз мы виделись в Москве, кажется в году 1989. Никакой информации. Написала сообщение на сайт поиска людей «100 друзей» - ничего. Целый год пыталась разыскать через сайт «Одноклассники». Находились и свои, и, теперь уже, совсем чужие и чуждые – его не было нигде. И вот, несколько дней назад в очередную бессонную ночь, я вспоминаю его рассказ о путешествии по Штатам, догадываюсь о скрытой от всех мечте остаться там жить. Дальше быстро и просто. Захожу на сайт, набираю имя, фамилию и место проживания – Штаты. Через пару минут на экране монитора – его страничка. Есть, нашла! США, Филадельфия. Совпадает возраст, места учёбы. Но нет фотографии. Сутки промучилась дурью, словно пионерка, и, надо сказать, с изрядной долей сомнений решилась написать. Через пару дней пришел странный ответ. Обращение ко мне – его, а вот текст от третьего лица, о моем знакомом, адрес почты прописан. От волнения не могу понять – Он это, или просто совпадение. При этом смутно догадываюсь, что уж слишком много совпадений, таких двойников не бывает. А может быть чья-то злая шутка? Остаётся понять – зачем я всё это затеяла, для чего мне всё это. И ему зачем, для чего? Почему ответил? Помнит?! Слишком хорошо, чтобы в это поверить. Это через столько то лет!? Написала что-то жалкое и невразумительное, мол, верю и не верю, что это тот, кого я так долго разыскивала и, на самом деле, помнила всегда. Ну что же… теперь остаётся только ждать почту.

среда, мая 14, 2008

О себе.

В результате некоторого пройденного жизненного пути я стала тем, чем стала. А именно: православного вероисповедания; не лишена чувства юмора. Живу там, где захотела. Свободна (пока) от обязанностей – чему несказанно рада. Прирождённый эстет (что, естественно, сильно осложняет жизнь); люблю комфорт. Выбираю элитарность - в пику «элитности». В расстроенных чувствах апатична к миру. Не завишу от чужих оценок, ИМХО. Не ищу дружб, привязанностей, приключений – всё было, кое-что осталось. Коммуникабельна без навязчивости. Осторожна в выборе друзей, самый близкий друг – моя дочь. Если не права – легко признаю. Не боюсь признаться собеседнику, что чего-то не понимаю, не знаю, если интересно – готова узнать, услышать разъяснения, урок. Благодарна; не завидую чужим успехам – свои маленькие есть и тем довольна. Не боец (как правило), всегда в поисках компромисса – «лучше плохой мир, чем хорошая война»; чаще созерцатель: во время боя «гладиаторов» предпочитаю находиться на трибунах в дальних рядах. Ненавижу скандалы, «проработки», выяснения отношений, всякие собрания и группы. Толерантна, как правило, но нетерпима к серости, тупости, узколобости (в смысле ортодоксальности мышления и сознания). Не выношу агрессивного политизированного быдла. Не привязана к прошлому – благодарна дню сегодняшнему; если друг – то преданный и надёжный; враг – никому; не принимаю предательства в отношениях – но, могу понять и простить, а вот общаться никогда не буду; по возможности, стремлюсь к справедливости и гармонии. Ничего не принимаю на веру (кроме Веры, но иногда с этим проблемы – что поделаешь, искушения… - грешна). Скорее замкнута, чем открыта. Редко очаровываюсь людьми - хотя внешне произвожу обратное впечатление, так как отношусь к людям ровно, с уважением и теплом (до тех пор, пока какую-нибудь «пакость» не организуют – тогда превращаюсь в тигра). С радостью отзываюсь на краски и красоту окружающего мира; чувствительна к слову; стараюсь мыслить позитивно, когда не получается - ищу причину в себе, вообще склонна видеть причины жизненных огорчений в себе. Искусство интересует не столько как источник удовольствия, но как средство, расширяющее сознание, очищающее душу, позволяющее приподняться над собственным невежеством, серостью, ограниченностью восприятия, как предмет, описывающий и раскрывающий многомерный мир. Не люблю бестактных, назойливых, не в меру раскрепощённых людей; не люблю политиков и политику, считаю патриотизм «последним прибежищем негодяев» (не я сказала, а жаль…). Ненавижу холод и снег. Не люблю беспорядок и периодически его себе организую. Одинаково люблю дождливые и солнечные дни. Люблю плавать, преданно и на всю жизнь люблю море, отношусь к нему как к живому организму, источнику жизни. Вдохновенно путешествую и чувствую себя дома повсюду. Люблю деньги за то, что они – источник разнообразия в жизни. За то, что: «Деньги нужны нам для того, чтобы купить то, что хорошее общество предоставляет даром, а именно: знание, понимание и опыт; возможность прочитать о крае света и съездить туда; в общем, идти по жизни, не понимая большей части того, что видишь, означает не видеть большей части того, на что смотришь. Самое ужасное в бедности даже не голод, а застой в развитии, который его обязательно сопровождает». («Аристос», Дж. Фаулз, любимый писатель). Люблю читать (больше всего!) и слушать хорошую музыку (без предпочтений в стилях и направлениях), люблю смотреть хорошее кино, сидеть за компьютером…. Да и вообще – мало ли на свете прекрасных занятий (к примеру, предаваться упоительному безделью)!? Жизненно кредо: «живи сам и давай жить другим!»; никогда не думай, не говори, не делай того, о чём тебя настоятельно не просят (сейчас – раньше наделала много глупостей!). Смысл жизни: в развитии моих индивидуальных способностей отдавать и любить, в саморазвитии (вдруг будущим внукам пригодится).

воскресенье, мая 11, 2008

Жены-мироносицы.

Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день. Ведь каждая женщина земли является мироносицей по жизни: несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. В этом году праздник отмечается 11 мая.

Выбираю свободу.

11 мая 2008 года, в воскресенье в Хорватии отмечается День памяти хорватских жертв борьбы за свободу и независимость. Это связано с событиями 1945 г. Тогда в окрестностях австрийского г. Бляйбурга и на дороге через Хорватию и Словению Силами Югославской армии, были убиты 95000 солдат и офицеров армии Независимого Государства Хорватии, а также огромное количество сопровождавших их мирных жителей.

Хорватские солдаты и офицеры армии НГХ бежали в Австрию, чтобы сдаться западным странам-победителям, однако были выданы сербским партизанам. Часть из них погибла уже в концентрационных лагерях на территории Югославии, занятой коммунистами. У людей нельзя отнять право знать и помнить о себе самих. Знать правду о второй мировой войне. Война расколола Хорватию: против хорватов-усташей сражались хорваты-антифашисты. На территории Хорватии существовали два революционных движения, партизанское и усташеское. Шло сразу несколько войн - сторонники Гитлера воевали с антифашистами, антикоммунисты сражались с коммунистами, сербы сражались с хорватами. Как и иные народы – хорваты имеют право на свободу на своей земле. Вечная память тем, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость своего народа, своей страны! Справка. «Хорватия на протяжении всех военных лет оставалась самой партизанской республикой Югославии. Иосип Броз Тито был хорватом. В 42 - 43 годах из 97 партизанских бригад 46 действовали под командованием антифашистского Хорватского партизанского штаба». (инфо. с сайта svoboda.org)

суббота, мая 10, 2008

День Земли.

День Земли – древний праздник славян - Вешнее Макошье Святой день, когда пробудившаяся после зимнего сна Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. На Руси особенно почитались в этот день Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю, совершают заклятья. После совершения заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, встречающимся в земле. (Информация получена на сайте calend.ru)

пятница, мая 09, 2008

С Днём Победы!.

Самый любимый праздник моего папы. Грустно, что вот уже много лет этот день мы встречаем без него. Вечная ему память! 22 июня 1941 года ранним утром он ушёл на сборный пункт. Так для моей семьи началась война. Он прошёл её всю, от первого до последнего дня, 9 мая 1945 года праздновал в Вене. Потом ещё почти 2 года служил. Слава Богу, он выжил в той страшной кровавой бойне. А сколько отцов, дедов, братьев и сыновей не вернулось…. Вечная им память и Слава!

В поисках радостей жизни...

Сегодня ближе к вечеру пришёл Марин (зять) и принёс пять форелек, очень приличного размера. Был на рыбалке. Рыбка уже почищена. Пришлось оставить все свои занятия и встать к плите. Нужно детей порадовать рыбкой. В связи с этим открыла свою любимейшую кулинарную книгу, с которой сверяюсь всякий раз, когда хочется приготовить не просто еду, а что-нибудь из разряда «радостей жизни»: « [7] рыбий глас Есть страны морские, есть горные, есть лесные. Россия – страна речная. Обильные судоходные реки Восточно-Европейской равнины были колыбелью нашей родины. Поскольку от Рюрика до нынешних дней дороги на Руси строить ленились, то реки были главными путями сообщения, связавшими вятичей, кривичей и даже белоглазую чудь в одну великую державу – от Кубы до Афганистана. Из этого следует один важнейший кулинарный вывод – рыба. Да, именно замечательная пресноводная рыба стояла на первом месте в российской гастрономической традиции. Нигде в мире не было таких осетров, белуг, стерлядей или хотя бы пескарей. И никто лучше русских не знал, как с ними обходиться. Но всё это в прошлом. Сегодняшние россияне, за исключением писателей-деревенщиков, считают, что лучшая рыба – колбаса. Хотя и колбаса утрачена вместе с национальными корнями. В Америке под рыбой обычно понимают куски ваты, обжаренные в сухарях до такой степени, чтобы спёкшаяся корка вызывала изжогу и стойкую неприязнь к любой еде, отличающейся от гамбургеров. Что делать, Америка тоже забыла о своих корнях. А ведь в «Моби Дике» Мелвилл упоминает ресторан, где подавали 200 (двести) блюд из вареной рыбы. Мелвилл вообще знает, что писать. Не зря в его романе рыбу едят вареной. Нежная рыбья субстанция нуждается не в прожаренных сухарях, а деликатном обхождении. Предположим, что вам не хочется возиться с костями, и вы покупаете свежее филе. Теперь его следует сварить. Но делать это надо с умом. Сначала создайте для рыбы подходящую среду. Она нуждается в этом не меньше, чем вы. Сварите бульон из кореньев – петрушка (корень и зелень), лук, морковь, сельдерей, стебли укропа, одна картофелина. Конечно, лавровый лист, черный и душистый перец, соль. Хорошо добавить в бульон отдельно прокипяченный огуречный рассол. Он придаст рыбе плотность и белизну. Теперь можно класть нарезанное крупными кусками филе. Дальше начинается самое трудное: не переварить рыбу. Минут пять-семь – и она готова. Подайте её «фри», то есть свободной. Только полейте расплавленным сливочным маслом, смешанным с лимонным соком. Вот это будет уже нечто. Но если не останавливаться на достигнутом, то припустите рыбу – и это будет тоже нечто, но уже на следующем головокружительном уровне. Влейте в глубокую сковороду с плотной крышкой стакан сухого белого вина. Добавьте туда тонко нарезанный лук, зелень сельдерея, укропа, петрушки. Опять же лавровый лист, перец, соль. Хорошо добавить эстрагон (tarragon) и настой шафрана. Когда всё это закипит, осторожно разложите на сковороде куски филе, предварительно сбрызнутые лимоном. Жидкость должна покрывать рыбу. Теперь уменьшите огонь настолько, чтобы рыба ни в коем случае не кипела (!). Плотно накройте крышкой и через минут 10-12 подавайте к столу. Может быть, на чей-то грубый вкус такое блюдо покажется слишком нежным. Что делать, если теперь даже в женщинах все ценят не слабость, а силу и выносливость. Но не сдавайтесь. Правильно приготовленная рыба – шедевр кулинарии. Опять-таки, память о славянских предках». Вайль Петр, Генис Александр. Русская кухня в изгнании: Эссе. Издательство Независимая Газета, 2002. Я попробовала – фантастическая еда. Сплошное «наслаждение вкусом». Процитированная книга – не меньшее, для меня определённо большее, наслаждение! Удачи в поисках радостей жизни! Всегда ваша.

среда, мая 07, 2008

Молога. Россия чистых сонных озёр...

«Мы, наверно, уже никогда не увидим России
чистых сонных озер и обильных больших деревень.
Приодетых в березовый, нежный нетронутый иней,
где до самой до Троицы белой царицей сирень».
Е. РОЗОВ
Помните у Шукшина в «До третьих петухов…» - «Снимай портреты! С НАС писать будем!»? Вот и «пишут» до сих пор…. Уже не те, кто после проклятого 17 «писал» новую страну, новых людей и новую жизнь, а их внуки и правнуки. Они снова «на коне», снова управляют «новой жизнью» «новой» страны. Цитата из Г.Корсакова: «…изгнав монахинь, новые колхозники в большом храме в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов открыли театр и красный уголок, а Постановлением РИК от 2.01.1930 г. была прекращена служба и в Троицком храме». Это о монашенках Мологского Афанасьевского Монастыря, который был затоплен вместе с городом Мологой , 700 деревнями и почти тысячью живых жителей этих деревень, отказавшихся покинуть родовые гнёзда и погосты, могилы родителей и предков. С ними под воду Рыбинского водохранилища ( пользы от этого «передового» объекта – с гулькин нос, вреда намного больше: и морального и экологического, не говоря уж о двойном ЗЛЕ – объект строился советскими заключёнными, один Господь знает сколько невинным душ там замучено… ) ушли и уникальные поместья славных фамилий Российских, памятники настоящей Русской культуры и истории, среди них - Югская Дорофеева пустынь, замечательная святыня Ярославского края, основанная схимником псково-печерским, преподобным Дорофеем и ставшая местом последнего его упокоения (Ю. Г. Мальков. Летопись Псково-Печерского монастыря. 1993 г.); Афанасьевский монастырь, Иловна, Родовая усадьба Мусиных-Пушкиных и множество других. Ну какие тут могут быть комментарии!? Такие «великие» деяния наша родина от нас стыдливо скрывает, предпочитая трескотню по поводу военного парада. Вместо парадов и бряцания оружием – лучше бы покаялась Родина перед народом своим, да обеспечила на самом деле достойную жизнь Ветеранов Великой Отечественной, и не раз в год (машины!? – тем, кому жить негде теперь можно будет жить в авто?!), перед днём Победы, а каждый день, из тех, что им ещё отвёл Господь… Страна наша, к большому сожалению, в большинстве своём страна иванов, не помнящих родства – она всё примет, ещё и Ура кричать будет, ещё и в какую-нибудь Единую Россию «опять вступит». Нестерпимо больно! Хочется кричать: «Как же так можно?!» Оказывается можно….
"...Произойдет гибель множества верных Отечеству людей,
разграбление церковного имущества и монастырей,
осквернение церквей Господних..." Из пророчеств Серафима Саровского.
Цитата. Г.Корсаков: «Сбылись пророчества преподобного Серафима. Мы позволили отлучить нас от церкви и уничтожить значительную часть духовного и культурного наследия предков. Как бы следуя логике Базарова (героя тургеневского романа): "Природа по храм, а мастерская, и человек в ней работник", - принялись перестраивать стены этой мастерской и ужаснулись, когда стала нездоровой среда обитания, а перестроенные стены грозят задавить нас». Точнее не скажешь.
Рыбинское море. Здесь стоял город.
(фото Элизабет Жиссан, Франция)
Справка из Википедии: «Моло́га — бывший город при впадении реки Молога в Волгу в 32 километрах от Рыбинска. Известен с XIII века, в XV—начале XX веках — крупный торговый центр. Население в начале XX века насчитывало около 5 тысяч человек. В городе располагалось 6 соборов и церквей, 5 благотворительных учреждений, 3 библиотеки, 9 учебных заведений, в том числе гимнастическая школа П. М. Подосенова — одна из первых в России, при которой имелись сцена и партер для постановки спектаклей. Казначейство, банк, телеграф, почта, кинематограф, больница на 30 коек, амбулатория, аптека — вот далеко не полный перечень учреждений Мологи. Работали в городке винокуренный, костомольный, клееваренный и кирпичный заводы, а также завод по производству ягодных экстрактов. В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР (так и хочется воскликнуть: АВТОРА!!!) о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал на отметке 100 м над уровнем моря, и именно эти 2 метра стоили ему жизни. После сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города затоплена, жители были переселены в основном в Рыбинск. Часть жителей, которые отказались от переселения, погибла при затоплении города (по официальным данным, их число составило 294 человека). Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются мощение улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями. В наше время в Рыбинске создан Музей Мологского края».
Спасибо всем подвижникам земли Русской - за скорбный труд по сохранению Памяти народа. Если бы не они, мы так и не узнали бы подлинной истории Родины.

понедельник, мая 05, 2008

Интересно!

Иногда, когда не спится находишь в Инете ну очень любопытные вещи. Как-то случайно наткнулась на блог в ЖЖ - автор Ольга. Спасибо Ольга! Отличный блог! И немножко завидую... есть же на свете такие умницы! Рекомендую -ссылка внизу.

воскресенье, мая 04, 2008

Воспоминания на Красную Горку...

Из читаемого: "В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против “империализма прав человека” и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры". (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?)
Читаю и, постепенно, приходит понимание того, что мучило меня долгие годы. Почему мне, приблизительно лет с 15, всегда хотелось покинуть страну, в которой я вынуждена была жить по факту своего рождения. Это желание не только не исчезало с годами, но и превращалось в главную идею жизни. Надо сказать, что вся жизнь в родных палестинах прошла для меня во внутренней иммиграции. Я никогда не принимала той жизни, которая была вокруг, уже не говоря о том, какая это была политическая система. Мамина мама, моя бабушка, была человеком полностью той эпохи, до проклятого 17 года, так никогда и не принявшим новую власть. Она много рассказывала о жизни тогда, в другой стране. Я никогда не верила ни школьным учителям, ни учебникам, ни одурманивающей пропаганде государства. Я точно знала, что «Родина» всё и обо всём лжет, что есть другая жизнь, не менее трудная, но, главное, свободная! Я это чувствовала каждой клеточкой, и, естественно, не могла не мечтать вырваться из удушающих объятий родной страны. Кроме того, мои пристрастия к хорошей литературе, к классической западноевропейской и лучшим образцам американской - оставили глубочайший след в душе и сформировали некий фундамент моей самоидентификации. От бабушки я унаследовала и глубокую религиозность и православие для меня естественно, как воздух, но при этом я исповедую такие абсолютные, для каждого нормального человека, ценности - такие как, индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок. Пожалуй только одна из них - отделение церкви от государства – не находит отклика в моей душе. После рождения дочери, особенно когда нас настиг её «переходный возраст» - я стала более ортодоксальной в этом вопросе. И сейчас ещё более убеждена, что это совсем не благо – отделённость церкви от государства. Я человек русской культуры, горжусь этим, но это же мне не мешает исповедовать западные ценности, не всё способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры. Да и такое уж это ли благо - "исконные" ценности?! Ну не в состоянии я принять всё наше "исконно-посконное"! Может быть потому, что я выросла в центре Минска, в собственном доме, с садом; может быть потому, что история моей семьи до 17 года меня живо интересовала и оказала такое влияние, но, безусловно, что-то в культуре семьи, её укладе – не позволило мне стать «настоящим советским человеком». И, Слава Богу! А то стыдно было бы и перед дочерью и перед внуками (которых пока нет, но будут же!). И мне совсем не обидно и не досадно, что мои внуки будут Хорватами и европейцами. Более того, я счастлива этим, мне за них спокойнее – им не служить в советских вооруженных силах. А уж о том, чтобы они были знакомы с Великой Русской культурой, любили и уважали её, я позабочусь. А к чему я это всё? Да так, из Хантингтона навеяло…. Не всё так однозначно, не у всех сносит башку от «исконных» ценностей родной культуры. У Хантингтона всё больше про цивилизации, он большой учёный, я читаю, а за текстом проявляется моя жизнь, тем более что живу сейчас на «разломе», на границе цивилизаций: и внутри, в душе, и снаружи. А ещё немножко к тому - что ИМХО.

воскресенье, апреля 27, 2008

С Праздником Пасхи Христовой!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Слава Богу, наступила Пасха! Сошёл Благодатный огонь, значит ещё, по крайней мере, один год Жизнь продолжается. С утра «куча» SMSок с поздравлениями из Москвы и Загреба. В сердце тихая благодать и признательность всем, кто помнит о нас и поздравил с этим удивительным праздником. Радостно. День светлый, солнечный – лишь изредка облачка дают короткую тень и опять Свет. Часам к трем пополудни зашёл сосед с женой (католики) с букетом свежайших роз – поздравления с Ускрсом (это по-хорватски Пасха). Неожиданно, но тем приятнее. Спасибо! Позвала их на вечер к нам. Собрались к половине восьмого. Стол накрыли на террасе, в саду. Сидели долго и весело: моя приятельница Женя была неотразима, её дочь Антония умно и удачно дополняла. Все веселились. Христос Воскрес!