вторник, октября 07, 2008

Из писем "претендентов"...

"...Все советуют начинающим писателям описывать то, что они видят вокруг. Но когда я описываю то, что я вижу вокруг, мне хочется выпрыгнуть в окно". (Взято из материалов сайта Учебного центра Института книги).Подозреваю, автор в Жуковке на Рублёвском шоссе проживает...

воскресенье, октября 05, 2008

"Взгляд изнасилованного хорька..."

Решила пару минут передохнуть от компьютера, включила телевизор. У нас всего два канала ТВ: 1 и РТР-планета. На 1-м – футбол (это не «моё кино»), остался один вариант, его и выбрала. Именно потому, что ничего не ждала – получила приятный подарок. Передача «Тем временем», а там – молодая женщина по теме говорит: да как! И умница и красавица – язык русский потрясающий! Заслушалась и заинтересовалась. Быстренько нашла в Интернете. А она оказывается и поэт, и прозаик и вообще – Талантище! Линор Горалик – БРАВО!!!
«Сюжет фильма» от Линор Горалик: «Немолодой, некрасивый, сильно невротизированный еврейский режиссер, работающий в Голливуде, считается звездой интеллектуального кино на протяжении последних тридцати лет. Женат на молодой китаянке, каждый день ходит к психоаналитику, все главные роли в своих фильмах (то есть роли немолодых, некрасивых, сильно невротизированных еврейских режиссеров) играет сам. На все женские роли берет одну и ту же грудастую блондинку. С фотографий в гламурных журналах смотрит сквозь толстенные очки взглядом изнасилованного хорька. На каждый его новый фильм выходят хвалебные рецензии с неизменным рефреном: «Режиссер такой-то в две тысячи восемьсот пятьдесят девятый раз снял шедевр, используя свои неизменные приемы…». Этот рефрен причиняет великому режиссеру немалую душевную боль, но одолеть себя и начать снимать по-новому он не может. И тут умирает Вуди Аллен. И его душа вселяется в этого режиссера. Утром режиссер, весь всклокоченный, смотрит в зеркало взглядом изнасилованного хорька – а там стоит Вуди Аллен. Режиссер (в ужасе): «Ааааааа!» Вуди Аллен (в ужасе): «Аааааа!» Ну, потом, конечно, им удается поговорить. И Аллен заявляет этому режиссеру: «Чувак, нас обоих попрекают тем, что мы постоянно снимаем одно и то же. А я только придумал потрясающий фильм, прямо не похожий ни на что! Я намеренно отбросил все старые приемы! Передо мной обнажилась живая фактура! И тут я умер. Но ты-то жив! Давай решим наши проблемы вместе! Мы начнем снимать, и ни один наш фильм не будет похож на предыдущие! Ты представляешь себе, какой реванш?!» Режиссер, конечно, соглашается. И делает (на пару с Алленом, естественно, но этого никто не знает) совершенно новое кино, и даже вовсе не с грудастой блондинкой, а с двумя плоскогрудыми брюнетками. И критика носит режиссера на руках, а ночью они с Алленом радостно напиваются перед зеркалом в хлам. А потом снимают новый фильм, опять ни на что не похожий. И еще фильм, не похожий ни на старые, ни на предыдущий, ни на что вообще. И еще. И еще. И, начиная с пятого фильма, во всех рецензиях, превозносящих фильмы этого режиссера до небес, появляется неизменный рефрен: «Режиссер такой-то в пятый раз снял шедевр, используя свой вечный прием, а именно – отказ от всех своих прежде отработанных приемов…» И тогда режиссер вместе с Вуди Алленом бросается с Бруклинского моста. (P.S.: Предложить идею Вуди Аллену. Уговорить его сняться в роли главного героя. Уговорить Спилберга сняться в роли Вуди Аллена.)»

вторник, сентября 30, 2008

День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Светлая память моей прабабушке Софии, бабушке Вере, моим тётушкам Надежде и Любови! Пусть никогда не покидают мою доченьку и всю нашу семью вера, надежда, любовь. Пусть мудрость всегда и во всём руководит нами. Храни Господь всю нашу семью!
Мои поздравления с Днём Ангела и пожелания добра, любви и благополучия всем Верам, Надеждам, Любовям и Софиям! Храни Вас Господь!

суббота, сентября 27, 2008

Праздник Воздвижения Креста Господня.

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. История праздника. Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде. Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство). Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина). В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи. С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена. О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
(Информация взята с сайта Правословие.ру)

вторник, сентября 23, 2008

Открытие - Фернандо Пессоа.

"Поиски способов
бездействия всегда
составляли смысл
и содержание моей жизни". Бернардо Соарес. Чудесное открытие, подарок! И всё это – мои любимые Книги. В последний августовский приезд в Москву купила роман нового для меня автора – нобелевского лауреата Жозе Сарамаго - «Год смерти Риккардо Рейса», решила, что это будет интересно. Начала читать…, вначале было сложно. Это ни на что не похоже и очень непривычно (хотя многие критики «причисляют Сарамаго к магическим реалистам, ставя его в один ряд с Борхесом, Маркесом и Кортасаром» - эти авторы знакомы и любимы давно). Понемногу втянулась, стала чувствовать стиль, глубину, красоту этой прозы. Но вот чего я никак не ожидала, так это того, что в приложении к роману напечатаны стихи великого португальского поэта Фернандо Пессоа (роман об одном из гетеронимов поэта). Я давно не испытывала от прочтения стихов такого огромного и полного удовольствия, такого внутреннего, душевного резонанса, гармонии.
Удивительный поэт! Фернандо ПЕССОА (1888-1935) * * * Есть некая огромная страна, Недостижимая для морехода; Животворит и властвует она, И от нее свой род ведет Природа. Под небом там покой и тишина, Там не грозит малейшая невзгода, - ­И мысли нет, что тучка хоть одна Там проскользнет по глади небосвода. Но это все же не земля, о нет,- ­Страну сию, лишенную примет, Душа узрит столь странной, столь холодной: Безмолвно простирается вокруг Один лишь лес кроваво-красных рук, Воздетых к небу грозно и бесплодно. Е. Витковский * * * О корабли перед тихим портом По возвращении счастливом После невзгод на пути ночном ... Спит мое сердце озером мертвым, И над озерным мерным заливом Рыцарский замок забылся сном ... У госпожи в этом замке смутном Бескровны руки, и цвет их матов, И знать не знает она о том, Что где-то порт оживает утром, Когда чернеют борта фрегатов В рассветном мареве золотом ... И знать не знает она, что в мире Есть этот замок ... Душой черница, Всему на свете она чужда ... И, покидая морские шири, Пока впотьмах ей забвенье снится, В средневековье плывут суда ... А. Гелескул * * * Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Я размеренно двигаюсь - вверх или вниз, И свое назначенье исполнить способен, Но сознанье мое - неумелый эскиз: Я подвластен ему, но ему не подобен. Ничего не поняв ни внутри, ни вовне, Не пытаюсь достичь понимания даже, И не боль, и не радость сопутствуют мне. Я меняюсь душой, но изнанка все та же. Кто же есмь я, о Господи, в этакой мгле? Что постигну, мечась в утомительной смуте? Для чего я куда-то иду по земле, Оставаясь недвижимым в собственной сути? Путь мой пуст и бесплоден,- так нужен ли он, Если смысл от деяний моих отодвинут? Для чего мне сознанье, которое - сон? Для чего я в реальность жестокую кинут? Да пребуду сознаньем и слеп я, и нем. О иллюзии! Стану под вашей защитой Пребывать в тишине, наслаждаться ничем И дремать бестревожно, как берег забытый. Е. Витковский

пятница, августа 08, 2008

Затмение.

Иногда, каким-то внутренним зрением, она наблюдала за собой…. Ясно осознавала, что эти слёзы – сентиментальность, неконтролируемый минутный взрыв эмоций. Случайная аллюзия в прочитанной сцене из романа столь любимого ею Джона Фаулза «Дэниел Мартин», где не только главный герой отождествлялся ею с нею самой, но и образ женщины, которую он любил всю жизнь, напоминал ей ту саму её, которой она была внутри и которой всегда хотела быть наяву. Тоскливую, злую слезу вышибало ещё и острое ощущение неизбежной невозможности осуществления её всегдашней глупой мечты о мужчине-друге, о понимании, душевной близости, нежности, о любви наконец – если вообще можно определить что это за «зверь такой» - любовь. Вся эта эмоциональная напряженность, периодически ярко проявлявшаяся то в слезах, то в затяжных, вяло текущих, изматывающих депрессиях, была вызвана не только – и не столько – присутствием данного ей от рождения в изрядном количестве астенического синдрома (к слову, она довольно успешно преодолевала его сама, без посторонней помощи в течение всех предыдущих лет жизни), сколько приобретённым новым для неё способом восприятия и видения окружающего мира, иными оценками прежде понятных и (казалось) простых вещей, навязанными ею себе самой постоянным подавлением всех чувств, желаний (особенно желаний!), но, главное, одиночеством. Встряхнувшись, резким движением отложила книгу и попыталась заставить себя успокоиться. Внутреннее напряжение постепенно спадало, уходило, уступая место четкому осознанию, что требует от окружающего мира невозможного, гораздо большего, чем он может ей предложить, а она заслуживает; что все эти её глупые «мечты и желания» больше похожи на требования капризного дитя в лавке игрушек о немедленной покупке уже сотой никчемушной игрушки, чем на действительно жизненно необходимые вещи, без которых уже трудно, почти невозможно не только существовать, но и просто дышать. И всё это вместе было вызвано одной причиной – внезапно свалившимся (до этого почти не проявлявшимся) острым ощущением, глубинным пониманием конечности, почти мгновенной преходящести всего, что теперь её окружает, её самой. Понимание это, в свою очередь, вызвало в ней теперь постоянный, безотчетный Angst, постепенно превращающий её «теперешнюю» жизнь, её «настоящее» в бесконечный сиюминутный кошмар, а саму её в жалкую, быстро стареющую невротичку. Увы, понимание процесса, вовсе не обещание, не залог исцеления и не рецепт спасения…. Ощущение полного краха всей жизни и внутренней трагедии в душе усугублялось, многократно усиливалось четким, реалистичным осознанием того, насколько она стала непривлекательна как женщина; что жизнь прошла и она уже никогда не станет объектом или чувственных, или эротических фантазий и желаний; что даже на просто чью-то человеческую нежность не приходиться рассчитывать. Где уж тут мечтать о любви…. И хотя она разумом давно смирилась и приняла всё то неизбежное, что несёт в себе возраст, то, что внутри оставалось прежним при всех обстоятельствах и переменах – периодически бунтовало. И тогда снова начиналось «душетрясение», цунами, разбивавшее её внутренний мир в клочья. Тогда она снова и снова переживала главный секрет и главную трагедию жизни (наверно каждой жизни?): в душе она всегда прежняя, «одновозрастная», её биологическое я с возрастом все больше и больше отдаляется, не совпадает с чувственно-психологическим я. Процесс необратим. Можно только немного уменьшить, ослабить боль, нагружая мозги, в попытке хотя бы избежать маразма.

вторник, июля 22, 2008

Полнолуние. Два месяца спустя...

Почта пришла, но лучше бы её не было... Поначалу вся затея с поисками исчезнувшего из моей жизни также неожиданно, как и в ней появившегося, человека казалась мне довольно забавной; огорчилась я теперь, когда в результате недолгой и более чем странной переписки получила сообщение, из которого ясно, что я нашла того, кого искала. Виновата в своих огорчениях я сама - увлекшись поисками и затеяв переписку с «предметом» поисков - не заметила, как оказалась в глупом и довольно таки унизительном положении. Менее всего я предполагала, что на практике, в жизни окажусь в ситуации очень схожей с ситуацией героини Светланы Немоляевой в фильме «Служебный роман». Придется это «пережить» и принять, что воспоминания столь дорогие тебе для другого участника вовсе не так дороги и не вызывают не только «теплых» чувств, но скорее раздражают напоминанием о том, о чем давно позабыто и выброшено из головы (или пересмотрено и низведено до жалкой банальности, о которой и вспоминать смешно)… Пишу теперь – потому что мне стыдно за дурацкий эмоциональный порыв, за инициацию переписки, с точки зрения разумных реалий и прошедших лет – ненужной; а главное, что в сущности я не нашла того, кого искала – так бывает. С возрастом жизнь многих из нас глубинно, душевно изменяет до неузнаваемости… мы, новые, уже другие, от нашей прежней «перпендикулярности» не осталось следа, искры не высекаются – мы стали мирами «параллельными» со всеми вытекающими из этого выводами. Мне не горько, но мне почему-то стыдно и, совсем немножко, грустно. Всю сиесту этого невыносимо жаркого июля я неспешно зачитываюсь романом своего самого любимого писателя Джона Фаулза «Дэниел Мартин». Скорее всего, не зря именно в это время. Там есть глава под названием Филлида, в ней главный герой, очень немолодой человек, описывает встречу с женщиной, которая когда-то вызвала в нем весьма романтические чувства. После получения последней записки (письмом это невозможно назвать ни при каких обстоятельствах) из Филадельфии, я еще раз перечитала эту главу. Стало ясно, что её финал очень точно описывает нашу нынешнюю ситуацию с результатами некоторых действий, произведенных мною под воздействием идиотской, глупой эмоциональной экзальтации и сентиментальной ностальгии о годах молодости. Весьма сожалею: глупа, признаю! Буду работать над собой. Но, цитату позволю себе привести – и так, это о нас теперешних: «…ну почему я не продрался через злосчастную скорлупу, отгородившую нас друг от друга, сквозь её испуганную чопорность и собственную идиотскую любезность? Мы полагаем, что, старея, становимся мудрей и терпимей, а на самом деле мы просто становимся ленивее. Я же мог спросить, что случилось тогда, что ты чувствовала, долго ли обо мне скучала? Если бы даже я пробудил в ней лишь горькие воспоминания, вызвал упреки, и то было бы лучше глухого молчания, подлого, глупого, бесчеловечного притворства, будто наше прошлое не есть также наше настоящее; будто то, что мы совершили, и то, что чувствовали, было почему-то дурным и нелепым… незрелым. Что останется от нашей жизни, если лишить ее юношеской незрелости?» Дж. Фаулз, «Дэниел Мартин». Думаю, что добавить мне больше нечего. К счастью, я не растеряла то хорошее, что было во мне; это поможет мне правильно оценить свои «поиски прошлого» и пережить неловкость и стыд. Удачи Вам, господин …N, Luck out!

понедельник, июля 14, 2008

"по улице моей, который год - звучат шаги...мои друзья уходят..."

Долго не заглядывала в свои записи - не было сил... 02 июня этого года после операции скоропостижно умер отец моей дочери... Новость так перевернула нашу жизнь, что до сих пор мы не можем поверить, что это не идиотский розыгрыш, а реальность... 11 июля было 40 дней... нечего добавить. И не знаю, когда снова смогу жить как прежде. Нас ничего не связывало в течение 21 года, а вот его уход вызвал в душе потрясение ... Царство несбесное новопреставленному рабу Божьему…

четверг, июня 05, 2008

С Праздником Вознесения Господня!

Слово на Вознесение Господне
В самом слове “Вознесение” трепещет радость, это как бы вызов так называемым “законам природы”, всегда влекущим вниз. А тут наоборот — легкость, полет, бесконечное возношение. В чем великая радость этого праздника, который продолжается до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в этот день. Ведь как будто ушел, оставил нас Христос, это как будто день разлуки. Но нет разлуки, ибо Христос сказал: “Я с вами до скончания века”, и вся радость христианской веры — от сознания Его присутствия. Праздник ВОЗНЕСЕНИЯ — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными, низменными, к земле обращенными и землей одной живущими. Грех — это предательство неба в душе. Господь разрушил эти узы и своим примером показал нам путь к истинной нашей родине. Прот. Александр Шмеман * * * Вознесение Господа Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее, в своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека, к Самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому человеку, если он того возжелает, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. О событиях Вознесения в своих повествованиях передают нам евангелисты Марк и Лука, а последний более подробно повествует об этом во второй своей книге - "Деяния святых апостолов". Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения но многократно раскрывает смысл его, и на основании этого Евангелия можно заключить, что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. "Не прикасайся ко Мне, говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". В день празднования Вознесения Господня нам надо особенно помнить, что мы, прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно нам напоминает: "Разве вы не знаете, что вы - храм Святого Духа". А это значит, что мы должны стремиться не только к полному освящению нашей души, но и тела. Душа и тело должны быть сперва подчинены духу человека, а дух наш должен предать душу и тело наше Богу, сделать все наше существо проницаемым для Духа Святого. В день Вознесения Христова вознесемся над нашей обычной жизнью, вознесемся не только мечтами, мечты вредны, а делами. Устремимся угождать Богу, хотя бы это и стоило нам некоторых страданий. Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь, на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его и Отцу нашему, к Богу-Отцу, Который есть Тот, Кто есть Всевышний. Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)

пятница, мая 30, 2008

Мишель СИОРАН - О Фрейде...

Цитата:

"квазинаучная порнография" Фрейда, "на целый век овладевшая некрепкими умами молодых людей, разного рода бездельников, псевдоврачей и чокнутых - всех, кто хочет заполучить ключ от того, от чего нет ключа". М. Сиоран

четверг, мая 29, 2008

Из Дневников о. Александра Шмемана

«Пятница, 25 мая 1973 Перечитывал с наслаждением дневник моего любимого Julien Green. Он пишет: "Sans la communion, la vie change et la foi s'en va. C'est a peu pres sans exception"1 (p.14). Как верно! Вот уже два дня радость, что завтра буду служить Литургию. Что еще интересно в Церкви? Дни академической суеты. Маленький мирок, но сколько в нем страстей и страстишек! Еще из Green'а (цитата из T.S. Eliot): "Ou est la sagesse que le savoir nous a fait perdu? Ou est le savoir que nous avons perdu par l'information?"2. Один дома (Л. в Spence3 на спектакле). Слушаю "Тебе одеющагося светом яко ризою…". Всегда прямо в душу: "Увы мне, Свете мой…" Вчера у Трубецких в Syosset. Понедельник, 28 мая 1973 (Memorial Day) Два дня в Bridgehampton, у Небольсиных, с двумя Аниными старшими детьми. Всегда там вспоминаю о чудных днях, проведенных там каждый июнь с 1952 по 1957 гг. Океан. Дюны. Морской ветер. Это были страшно трудные годы, но Bridgehampton остался весь солнцем, счастьем, красотой мира. Продолжал там Julien Green'а, дневник, одну из самых, пожалуй, любимых моих книг. Дом Небольсиных построен в 1710 или 1730г.! Наслаждение от этих комнат, камина, всей жизни, тут прошедшей. Paul Valery: "On ne peut pas sortir de l'ombre, meme un peu, sans exciter la haine de beaucoup"4. Думал опять об основном или предварительном вопросе, о котором богословы не думают или который, возможно, они считают разрешенным. Это вопрос о том, что мерит что… Даже богословие, даже православное богословие, в конечном итоге, критерием веры считает разум, во всех его "оформлениях": историзм, экзегеза (научная), философия, психология… Считает даже тогда, когда очень ловко борется с "рационализмом". И пока это так, мы не выходим из порочного круга. Именно об этом пишет Green: "Perdre le sens du mystere de Dieu est plus frequent qu'on ne croit. Bien des chretiens mettent a la place de Dieu une idole qu'ils appellent Dieu, qu'ils fabriquent de toutes pieces et qu'ils adorent en toute bonne foi"5. 1 "Без причастия жизнь меняется и вера уходит. Это так почти без исключения" (фр.). 2 "Где мудрость, которую знание заставило нас потерять? Где знание, которое мы заменили информацией?" (фр.). 3 Spence School - частная школа в Нью-Йорке, в которой работала Ульяна Сергеевна Шмеман. 4 Поль Валери: "Нельзя выйти из тени даже ненадолго без того, чтобы не вызвать ненависти многих" (Поль Валери) (фр.). 5 Грин: "Потеря чувства тайны Бога - более частое явление, чем можно подумать. Многие христиане заменяют Бога идолом, которого они называют Богом, которого составляют из разных соответствующих составляющих и которому поклоняются" (фр.). 32 Когда Бог трогает душу - ничего не надо, но ничего и "доказать" нельзя. Два, три раза в жизни, [в корпусе] в марте 1934 или 1935 года (четырнадцать-пятнадцать лет). После службы, на "плацу". В те же, приблизительно, годы в Экзенском лесу, в Лазареву субботу (гулял с о. Шимкевичем). В Великую Субботу, о которой, кажется, писал уже в этой тетради. Действительно - свет и радость и мир, но что же к этим словам можно прибавить? Не читать же об этом лекции».

среда, мая 28, 2008

Письма к отцу, которого нет с нами вот уже почти двадцать лет.

Утро. Звонит мобильник. Не хочется просыпаться. Не хочется отвечать на звонок. Зов мобильника весьма настойчив. Выныриваю из полусонного забытья и вспоминаю, что утром мы с Катюшей собирались ехать купаться, что море уже тёплое. Вспоминаю, какое это потрясающее ощущение погрузиться в солёную бирюзу и смыть с себя все остатки снов и мысли о подступающих проблемах грядущего дня – пять минут и я готова. Взяли с собой Мику. Это Катина маленькая собачонка – породы «джек-рассел-терьер». Мне её жалко – она, бедная, по долгу сидит дома одна. Через 15 минут мы в кафе возле пляжа. Стакан свежевыжатого апельсинового сока и чашка эспрессо. Теперь купаться! Людей на пляже ещё очень мало – май, сезон только начинается. Наше самое любимое время. Четыре часа безмятежности и нежное, шелковое волшебство моря. Счастье. К часу дня жара становится нестерпимой, убегаем домой. На террасе блаженство прохлады, живем на горе. Можно расслабиться – время сиесты. Разморило, держалась недолго и заснула. Вечером гости. Сидим на террасе, пьем зелёный чай, вспоминаем Москву. Там сейчас холодно, дождь, неуютно. Даже не верится, что где-то нет тепла и солнца. Здесь – рай. К девяти вечера мои гости разошлись. Настроение резко упало. Делать ничего не хочется. Ленивые попытки отогнать грустные мысли о моих делах. Безуспешно, только ещё тяжелее на душе. Иду к компьютеру, смотрю почту – ничего. Ну, нет - так нет. И почему это я среди всех неурядиц жду хороших новостей? С чего бы им быть? В сердце боль и тоска. И всё вроде бы хорошо, а вот, поди ж ты. Так хочется мира и покоя в душе, уверенности, что всё будет хорошо. И невозможность этот душевный мир и покой обрести….

вторник, мая 27, 2008

Джон Фаулз о мире, мировоззрении, мировосприятии, о вере, о себе – обо всём.

АРИСТОС (древн. греч.) –«наилучший в данной ситуации».
…продолжение… «Всю свою сознательную жизнь я верил в то, что единственная рациональная политическая доктрина, которой можно придерживаться, это демократический социализм. Но во что я никогда не верил, так это в квазиэмоциональный либерализм того типа, который стал популярен в последние двадцать лет. Это мировоззрение больше связано с авангардной общественной средой и модными газетами, чем с какими-либо по-настоящему глубокими убеждениями или разумной попыткой сломить реакцию. Равным образом, меня никогда не привлекала теория, будто социализм – это исключительная собственность пролетариата и главный голос в социалистической политике должен всегда оставаться за организованным трудом. Возможно. Возникновением социализма мы обязаны профсоюзному движению; однако пришло время обрезать пуповину. Основная тема этой книги – равно как и «Коллекционера» - тоже была понята превратно. В сущности, она была подсказана греческим философом Гераклитом*. О нём известно очень мало, поскольку Гераклит жил до золотого века греческой философии, и от его работ до нас дошло лишь несколько страниц зачастую малопонятных фрагментов. В своей знаменитой книге «Открытое общество» профессор Карл Поппер предъявил Гераклиту убедительное обвинение в том, что он стоял у истоков современного тоталитаризма (хоты бы уже потому, что повлиял на Платона).
*Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V вв. до н.э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Считал первоначалом всего сущего мировой огонь, который одновременно был душа и разум (логос); высказал идею непрерывного изменения и становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»); полагал, что противоположности пребывают в вечной борьбе («война есть отец всего»), но в то же время в космосе существует и скрытая гармония.
Гераклит видел человечество разделённым на моральную и интеллектуальную elite* (aristoi, «хорошие», а не «благородного происхождения» – это более позднее значение) и бездумную, склонную к конформизму** массу - hoi polloi, большинство. Понятно, как подобное деление сыграло на руку всем последующим мыслителям, выдвинувшим теории о расе господ, сверхчеловеке, правлении немногих, а то и одного и т.п. Нельзя отрицать, что Гераклит, подобно безобидному, в принципе, оружию, оставленному валяться на земле, мог быть использован реакционерами; однако его основная идея с БИОЛОГИЧЕСКОЙ точки зрения, по-моему неопровержима.
* Elite (фр.) – элита.
** Конформизм (от позднелат. Conformis –подобный, сообразный) – приспособление к существующим порядкам, господствующим мнениям, отсутствие собственной позиции, некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Очевидно, что в любой сфере человеческих устремлений большинство великих свершений и достижений принадлежит отдельным личностям – гениям науки или искусства, святым, революционерам…. И наоборот, нам не требуется доказательства в виде тестирования интеллекта, чтобы понять: основная масса человечества не слишком умна, - а также не отличается высокой нравственностью, художественной одарённостью, да и вообще не слишком подготовлена для какой-нибудь более благородной человеческой деятельности. Разумеется, было бы верхом идиотизма на этом основании поспешить с выводом, будто человечество можно разбить на две четко обозначенные группы – сияющих совершенством Немногих и презренную Массу. Промежуточные ступени бесконечны; и если вы не вынесете из этой книги какой-нибудь другой идеи, то, надеюсь, поймете что я имею в виду: граница между Немногими и Массой проходит не между людьми, а внутри каждого человека. Одним словом, никто из нас не совершенен, и наоборот. С другой стороны, история – в том числе и двадцатого века – показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между Немногими и Массой, между «Ними» и «Нами». … Я не хотел сказать, что смотрю в будущее с мрачным пессимизмом или что драгоценной Elite угрожают варварские орды. Я просто имел в виду, что, если мы не посмотрим в лицо этому излишне грубому конфликту (основанному преимущественно на чрезмерной зависти, с одной стороны, и избытке презрения, с другой) между биологическими Немногими и биологической Массой; если мы не признаем, что не рождаемся и никогда не будем рождаться равными, хотя права человека одинаковы для всех; если Масса не избавится от ложного представления о своей неполноценности, а Немногие – от столь же ложного представления, будто биологическое превосходство – это состояние существования, а не ОТВЕТСТВЕННОСТИ, которым оно является на деле, - если всего этого не произойдет, мы так никогда и не станем жить в более справедливом и счастливом мире. В другом месте этой книги я подчеркиваю значение противоположного взгляда на жизнь; люди, нации и сами идеи черпают гораздо больше силы, энергии и «горючего» у своих врагов и противников, чем это может показаться на первый взгляд. Это относится и к противостоянию между Немногими и Массой, между теми, чьи привилегии эволюция отмерила слишком щедро или слишком скупо. Помимо явно отрицательных у этой войны есть и свои положительные стороны. Но если выразить одним словом все несовершенство нашего мира, то этим словом, несомненно, будет НЕРАВЕНСТВО. Именно неравенство, а не Ли Харви Освальд, убило президента Кеннеди.
Случайность – великий фактор, которым мы никогда не сможем управлять, обреченный вечно отравлять неравенством наше существование. Со стороны человека было бы просто безумием слепо распространять этот страшный вирус по всему миру; лучше попытаться ограничить его действие. В этом и заключается основная мысль этой книги. К ней можно отнестись по-разному, но, думаю, вы согласитесь со мной, что ее не стоит путать с фашизмом. 1968.

понедельник, мая 26, 2008

Открытие сезона 2008.

Вот и дождалась. Воздух 27, море 23. Открытие плавательного сезона состоялось. Полный телячий восторг! Шелковая, ласковая, чистейшая вода. Не хотелось выходить. Сразу иное ощущение жизни, как будто очистилась от всей шелухи, накопившейся за зиму. Море очищает всю тебя: и душу и тело. Одно слово – живая вода. Хвала тебе любимая Адриатика! Завтра прямо с утра – на пляж. Море, солнце – что ещё нужно для счастья! Наконец лето!!!

Печаль.

***** Мольбам неподвластны,
Тают годы мои, тает звон
Ввечеру колокольный,
Что разносит гора Хацусэ
Уже над иным селеньем
***** Какой осенний вид
У твоей поблекшей любви!
Печаль меня убьет.
Так в роще сметает вихрь
Каплю белой росы
***** Фудзивара-но Садаиэ

четверг, мая 22, 2008

Право человека на духовную свободу.

В качестве эпиграфа: «Не терзай ближнего понапрасну!» (Дж. Фаулз – 11 заповедь, сформулированная автором в его романе «Волхв»). Книга, которую я, вот уже несколько дней, не выпускаю из рук, при первом знакомстве вызвала у меня отторжение. Убедительность и доступность изложенных в ней утверждений и взглядов в некоторых случаях ввергала в откровенный страх. Убежденность и точные аргументы автора в «пух и прах», как мне показалось на первый взгляд, разбивали некоторые «фундаментальные» основы моих убеждений, моего внутреннего мировоззрения. Но прошло немного времени, я успокоилась, а интерес к этому необычному произведению и моя давняя привязанность, любовь и уважение к Автору, ко всему, что выходило из-под его пера – заставили меня снова и снова перечитывать эту неоднозначную книгу. Так она стала моим настольным путеводителем по жизни. Словарем, энциклопедией, учебником по ликвидации безграмотности. А ещё «подкупила» цель написания книги. Главной заботой в написании и издании этого произведения, по определению автора, было сохранение свободы человека в условиях постоянного давящего конформизма. Поскольку я себя, в некоторой степени, позиционирую как нонконформиста – эта книга не могла меня не увлечь в свои «тенета». Кроче того, она учит чаще задумываться о вещах, думать о которых я в своей суетной жизни не всегда находила время и место. Заставила меня вспомнить убеждения молодости и всей жизни, что «думать – не больно, но совершенно необходимо». Кроме того, книга вызвала острое ощущение боли и стыда от того, что большую часть самых продуктивных молодых своих лет я, к глубочайшему своему нынешнему сожалению, читала НЕ ТЕ книги, НЕ о ТОМ…. Сейчас возможно только подлатать некоторые «интеллектуальные дыры», исправить же «фундаментально» - вряд ли успею…. Но, точно знаю -«штопать» не перестану. И ещё одно, что меня заинтересовало в книге Дж. Фаулза «Аристос». Не знаю знаком ли был автор с древней наукой каббалой. Но его взгляд на «нас», определение что есть «мы» - очень близко совпадает с определениями этих понятий в науке каббале. Это тоже не могло меня оставить равнодушной. И так, - Манифест прав человека на духовную свободу - от Дж. Фаулза. Из предисловия к книге, написанного самим автором: «Я писатель, и не нуждаюсь в больших оковах определённости, чем те, которые я создаю для себя сам при помощи печатного слова. Поэтому лично для меня эта книга стала способом заявить о том, что я не намерен поселиться в клетке с надписью «романист». Протесты вызвала не только тема книги, но и та безапелляционная форма, в которую я облек собственные взгляды на жизнь. Однако и это было продиктовано исключительной заботой о духовной свободе человека. Заявив откровенно о том, во что верю я, мне хочется вызвать в вас желание столь же откровенно определиться с тем, во что верите вы. Я не жду от вас согласия. Если бы я хотел получить его, то написал бы книгу совершенно иную по форме и стилю, покрыв свои пилюли привычной сахарной оболочкой. Одним словом, я не настаиваю на своей правоте. В нашем мире бытует мнение, будто философию следует оставить философам, социологию – социологам, а смерть – мертвым. Я считаю это одной из великих и деспотических ересей нашего времени. Я целиком отвергаю точку зрения, будто в вопросах, которые касаются всех и каждого (например, относящихся к проблемам смысла жизни, природы наилучшего общественного устройства, ограниченности человеческих возможностей), правом на собственное мнение обладает только специалист – да и то исключительно в рамках своей области знания. Таблички с надписью «Посторонним вход воспрещен», слава богу, все реже украшают частные владения в нашей «глубинке»; однако они пока еще растут, как грибы, вокруг высоких стен заповедников нашей литературной и интеллектуальной жизни. Несмотря на все технологические достижения, за пределами своих узких профессиональных сфер мы представляем собой в интеллектуальном отношении одну из самых ленивых и робких исторических эпох. Поэтому другой целью этой книги было навести вас на мысль, что главной причиной неудовлетворенности, которая преследует наше столетие, подобно тому, как оптимизм преследовал восемнадцатое, а самодовольство – девятнадцатое, является именно то, что мы забываем о самой существенной из прирожденных привилегий человека: иметь собственное мнение по поводу всего того, что нас касается самым непосредственным образом». (продолжение следует….)

среда, мая 21, 2008

Полнолуние.

Накануне - день до краёв заполненный одиночеством и воспоминаниями. Сплошной адреналин. Безжалостная ночь без сна. Обрывки фраз, навязчиво повторяющиеся кадры немого кино из моей прошлой жизни. Моей ли? Сейчас, здесь, в это с трудом верится. Ожила память, одновременно мучительная и милая, как оказалось, бесконечно дорогая сердцу, о восхитительных годах молодости, которые, по глупости своей, совсем не ценила тогда. От неё невозможно освободится, убежать. Да сегодня и не хочется, что удивительно. Я так усердно старалась всё забыть, чтобы не мешало дышать, как-то жить. Чтобы стало возможным из остатков и осколков склеить, перекроить жизнь на ново. А вот, поди ж ты, оказывается всё во мне осталось, ничего не исчезло, всё видится так, как будто бы было вчера…. Со времени нашей последней встречи прошло девятнадцать лет. Моя, тогда маленькая дочка, выросла и вышла замуж. Мы почти три года живём у моря, в Дубровнике, в Хорватии. За эти девятнадцать лет уместилось столько, что хватило бы на пару, если не больше, жизней. И вот в этой, в который раз новой, жизни, в которой я спокойна и замужем за одиночеством, в мирном сосуществовании с самой собой – самум, амок…. И всё перевернуто, и нет покоя и сна. Нет ничего – только воспоминания, воспоминания, воспоминания…. Вечер знакомства - в компании пяти стервозных, весьма раскрепощённых девиц, одна из которых притащила его в дом, едва познакомившись с ним (кажется в цирке), в качестве то ли «угощения», то ли жертвы. Тогда осталась совершенно равнодушна. Слишком красив, весьма не глуп (потом оказалась – умен), стиль, шарм – всё при нём. Хуже всего – знает об этом и точно знает реакцию женщин на своё присутствие. Хотелось говорить ему гадости в пику радостно-возбуждённому щебетанию приятельниц. Кажется, наговорила. Уже не помню точно что. Потом встречи, чаще редкие, затем «то и дело», дальше близкие. Вот идём вместе по центральному проспекту Минска…. Навещаю его в больнице…. Одна из немногих памятных встреч Нового года у меня дома: своим появлением - весь в белом - и падением в коридоре, сходу, во всю длину на пол, до смерти напугал мою подружку. Зимой у него: горячей воды нет. Ледяной душ заменяет мне горячую ванну. Его улыбка, взгляд из подо лба, поворот головы, глаза – смеющиеся и ласковые, руки на моих плечах, ночью грею молоко в чужой кухне на плите, мой день рождения, на котором нет гостей, кроме нас двоих. Я вспоминаю. Я помню всё. Смеюсь и реву одновременно. Не могу остановиться. Не могу спать. Не могу не плакать. Не могу не вспоминать. Не могу НЕ помнить!!!! Я долго искала его в Интернете, просила приятельницу, тоже минчанку, через её знакомых узнать, где он сейчас. Последний раз мы виделись в Москве, кажется в году 1989. Никакой информации. Написала сообщение на сайт поиска людей «100 друзей» - ничего. Целый год пыталась разыскать через сайт «Одноклассники». Находились и свои, и, теперь уже, совсем чужие и чуждые – его не было нигде. И вот, несколько дней назад в очередную бессонную ночь, я вспоминаю его рассказ о путешествии по Штатам, догадываюсь о скрытой от всех мечте остаться там жить. Дальше быстро и просто. Захожу на сайт, набираю имя, фамилию и место проживания – Штаты. Через пару минут на экране монитора – его страничка. Есть, нашла! США, Филадельфия. Совпадает возраст, места учёбы. Но нет фотографии. Сутки промучилась дурью, словно пионерка, и, надо сказать, с изрядной долей сомнений решилась написать. Через пару дней пришел странный ответ. Обращение ко мне – его, а вот текст от третьего лица, о моем знакомом, адрес почты прописан. От волнения не могу понять – Он это, или просто совпадение. При этом смутно догадываюсь, что уж слишком много совпадений, таких двойников не бывает. А может быть чья-то злая шутка? Остаётся понять – зачем я всё это затеяла, для чего мне всё это. И ему зачем, для чего? Почему ответил? Помнит?! Слишком хорошо, чтобы в это поверить. Это через столько то лет!? Написала что-то жалкое и невразумительное, мол, верю и не верю, что это тот, кого я так долго разыскивала и, на самом деле, помнила всегда. Ну что же… теперь остаётся только ждать почту.

среда, мая 14, 2008

О себе.

В результате некоторого пройденного жизненного пути я стала тем, чем стала. А именно: православного вероисповедания; не лишена чувства юмора. Живу там, где захотела. Свободна (пока) от обязанностей – чему несказанно рада. Прирождённый эстет (что, естественно, сильно осложняет жизнь); люблю комфорт. Выбираю элитарность - в пику «элитности». В расстроенных чувствах апатична к миру. Не завишу от чужих оценок, ИМХО. Не ищу дружб, привязанностей, приключений – всё было, кое-что осталось. Коммуникабельна без навязчивости. Осторожна в выборе друзей, самый близкий друг – моя дочь. Если не права – легко признаю. Не боюсь признаться собеседнику, что чего-то не понимаю, не знаю, если интересно – готова узнать, услышать разъяснения, урок. Благодарна; не завидую чужим успехам – свои маленькие есть и тем довольна. Не боец (как правило), всегда в поисках компромисса – «лучше плохой мир, чем хорошая война»; чаще созерцатель: во время боя «гладиаторов» предпочитаю находиться на трибунах в дальних рядах. Ненавижу скандалы, «проработки», выяснения отношений, всякие собрания и группы. Толерантна, как правило, но нетерпима к серости, тупости, узколобости (в смысле ортодоксальности мышления и сознания). Не выношу агрессивного политизированного быдла. Не привязана к прошлому – благодарна дню сегодняшнему; если друг – то преданный и надёжный; враг – никому; не принимаю предательства в отношениях – но, могу понять и простить, а вот общаться никогда не буду; по возможности, стремлюсь к справедливости и гармонии. Ничего не принимаю на веру (кроме Веры, но иногда с этим проблемы – что поделаешь, искушения… - грешна). Скорее замкнута, чем открыта. Редко очаровываюсь людьми - хотя внешне произвожу обратное впечатление, так как отношусь к людям ровно, с уважением и теплом (до тех пор, пока какую-нибудь «пакость» не организуют – тогда превращаюсь в тигра). С радостью отзываюсь на краски и красоту окружающего мира; чувствительна к слову; стараюсь мыслить позитивно, когда не получается - ищу причину в себе, вообще склонна видеть причины жизненных огорчений в себе. Искусство интересует не столько как источник удовольствия, но как средство, расширяющее сознание, очищающее душу, позволяющее приподняться над собственным невежеством, серостью, ограниченностью восприятия, как предмет, описывающий и раскрывающий многомерный мир. Не люблю бестактных, назойливых, не в меру раскрепощённых людей; не люблю политиков и политику, считаю патриотизм «последним прибежищем негодяев» (не я сказала, а жаль…). Ненавижу холод и снег. Не люблю беспорядок и периодически его себе организую. Одинаково люблю дождливые и солнечные дни. Люблю плавать, преданно и на всю жизнь люблю море, отношусь к нему как к живому организму, источнику жизни. Вдохновенно путешествую и чувствую себя дома повсюду. Люблю деньги за то, что они – источник разнообразия в жизни. За то, что: «Деньги нужны нам для того, чтобы купить то, что хорошее общество предоставляет даром, а именно: знание, понимание и опыт; возможность прочитать о крае света и съездить туда; в общем, идти по жизни, не понимая большей части того, что видишь, означает не видеть большей части того, на что смотришь. Самое ужасное в бедности даже не голод, а застой в развитии, который его обязательно сопровождает». («Аристос», Дж. Фаулз, любимый писатель). Люблю читать (больше всего!) и слушать хорошую музыку (без предпочтений в стилях и направлениях), люблю смотреть хорошее кино, сидеть за компьютером…. Да и вообще – мало ли на свете прекрасных занятий (к примеру, предаваться упоительному безделью)!? Жизненно кредо: «живи сам и давай жить другим!»; никогда не думай, не говори, не делай того, о чём тебя настоятельно не просят (сейчас – раньше наделала много глупостей!). Смысл жизни: в развитии моих индивидуальных способностей отдавать и любить, в саморазвитии (вдруг будущим внукам пригодится).

воскресенье, мая 11, 2008

Жены-мироносицы.

Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день. Ведь каждая женщина земли является мироносицей по жизни: несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. В этом году праздник отмечается 11 мая.

Выбираю свободу.

11 мая 2008 года, в воскресенье в Хорватии отмечается День памяти хорватских жертв борьбы за свободу и независимость. Это связано с событиями 1945 г. Тогда в окрестностях австрийского г. Бляйбурга и на дороге через Хорватию и Словению Силами Югославской армии, были убиты 95000 солдат и офицеров армии Независимого Государства Хорватии, а также огромное количество сопровождавших их мирных жителей.

Хорватские солдаты и офицеры армии НГХ бежали в Австрию, чтобы сдаться западным странам-победителям, однако были выданы сербским партизанам. Часть из них погибла уже в концентрационных лагерях на территории Югославии, занятой коммунистами. У людей нельзя отнять право знать и помнить о себе самих. Знать правду о второй мировой войне. Война расколола Хорватию: против хорватов-усташей сражались хорваты-антифашисты. На территории Хорватии существовали два революционных движения, партизанское и усташеское. Шло сразу несколько войн - сторонники Гитлера воевали с антифашистами, антикоммунисты сражались с коммунистами, сербы сражались с хорватами. Как и иные народы – хорваты имеют право на свободу на своей земле. Вечная память тем, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость своего народа, своей страны! Справка. «Хорватия на протяжении всех военных лет оставалась самой партизанской республикой Югославии. Иосип Броз Тито был хорватом. В 42 - 43 годах из 97 партизанских бригад 46 действовали под командованием антифашистского Хорватского партизанского штаба». (инфо. с сайта svoboda.org)