Почему я продолжаю публиковать отрывки из книги «Сила Каббалы» Йегуды Берга? Я знаю, что его публикации и Калифорнийская школа каббалы подвергаются жесткой критике, как со стороны каббалистов, так и со стороны представителей ортодоксального иудаизма. Но мне кажется, что в поисках истины не должно быть «темных» мест, запретных тем и утверждений, что «только наша Академия правильная, а другие самозванцы». Я против «приватизации». Не прочти я эту книгу три года назад – никогда бы не познакомилась с работами М. Лайтмана, с его школой. После прочтения этой книги я заинтересовалась не только наукой каббалой, но и в целом иудейской историей и культурой. Книга очень полезная, особенно для тех, кто только впервые задаёт себе главные вопросы: кто я? зачем я? Для того чтобы приблизиться к столь серьёзному и уважаемому предмету – необходимо как можно больше узнать о нём от тех, кто долгие годы и разными путями шёл к обретению истиной мудрости, от тех, кто искренне готов поделиться с другими. Иначе как же мы ощутим (обретем) единство? Да и сама каббала говорит о том, что у каждого свой личностный путь в поисках приближения к Творцу. Кроме того, справедливо, когда представлены различные точки зрения на этот глобальный и жизненно важный предмет – каббалу. Я уверена, что данная книга кому-то поможет пойти по пути духовного поиска, начать – а дорогу осилит идущий. Пусть каждый решает сам для себя – кому это не нужно, или не интересно, пусть и не читает. Кроме того, не все из моих знакомых, которые хотели бы ознакомиться с книгой, могут это сделать. Я выполняю их просьбу – читайте на здоровье и на радость.
« Вот и прекрасно! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КТО МЫ?
НАТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Кто мы? Какова наша истинная натура? В чём наша сущность, наше естество? Из какого материала мы сделаны? Задавались ли вы когда-либо этим вопросом? Каббала определяет нас одним простым словом: ЖЕЛАНИЕ!
ЖЕЛАНИЕ В ДВИЖЕНИИ
Каббала определяет нашу сущность словом «желание», и это метафора. Желание – воистину наша определяющая характеристика. Мы сотканы из желаний. Это наша сущность. Желания нами движут. Желание – это пружина нашего часового механизма. Мы – ходячие желания, постоянно стремящиеся утолить свою жажду. Сердце стучит, кровь бежит, тело движется – и всё потому, что есть желание, которое жаждет исполнения. Каббалист Рав Ашлаг в своё время писал, что люди не пошевелили бы пальцем, когда бы их не побуждало какое-то скрытое желание.
ЖЕЛАНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ
По сути, личность человека определяется индивидуальным сочетанием присущих ему желаний.
Одни люди жаждут сексуального удовлетворения. Другие – удовлетворения интеллектуального. Третьи стремятся к исполнению религиозных заповедей. Четвёртые жаждут материальных благ. Пятые ищут славы. Шестые ждут просветления. Седьмые мечтают о путешествиях и приключениях. Восьмые желают одиночества.
Согласно Каббале, человеческие желания работают на трёх уровнях.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Эти желания укоренены в животной страсти. Нужды, прихоти и привычные схемы поведения человека существуют лишь с одной целью – удовлетворять эти первичные потребности. На первом уровне человек может использовать рациональное мышление, что все и делают, но только с целью удовлетворения своих животных желаний. «Раб не может подняться выше своего хозяина», - учил каббалист Рав Ашлаг.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Эти желания направлены на удовлетворение потребностей, не имеющих аналогов в животном мире, - таких, как потребности в почестях, власти, престиже и превосходстве над другими. Нужды, а соответственно мысли, принимаемые решения и поступки на этом уровне направлены только на удовлетворение этих желаний в полной мере.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Желания третьего уровня касаются в основном абстрактных идей. Они направлены на удовлетворение нужд, идущих от человеческого интеллекта.
«Эти три типа желаний, - учит Рав Ашлаг, - можно найти в любом представителе человеческого рода; однако в разных людях они смешаны в разных пропорциях, что и отличает одного человека от другого».
СОСУД
На языке Каббалы желание именуется Сосудом. Сосуд подобен пустой чаще, стремящейся быть наполненной. Однако, в отличие от материальной чаши, Сосуд наших желаний не опирается ни на что материальное. К примеру, вспомните, как вы однажды, сидя в ресторане, прикончили сочный бифштекс, насытясь так, что пуговицы вашей рубашки чудом не отлетали. Вы не способны были съесть больше ни крошки. Но затем к вашему столику подвезли тележку с десертами, и вы уставились на поднос со сластями. И хотя желудок ваш был полон, пробудившееся желание отведать сладкого чудом умудрилось высвободить немножко места и вы, сами того не замечая, начали поглощать шоколадный торт. Хотя предел у аппетита всё-таки есть, желанию нет границ.
В нашем мире не совершается ни одного поступка, который не был бы вызван каким-либо внутренним стремлением, большим или малым, требующим исполнения. Мы живём так, как будто бы у нас нет никакой свободы выбора. Мы живём на автопилоте, движимые непрестанной потребностью удовлетворять все стремления, живущие в наших сердцах». (Из книги Йегуды Берга «Сила Каббалы»).
понедельник, ноября 03, 2008
- Мудрость не должна быть сложной, унылой и тяжелой.
Почему я продолжаю публиковать отрывки из книги «Сила Каббалы» Йегуды Берга? Я знаю, что его публикации и Калифорнийская школа каббалы подвергаются жесткой критике, как со стороны каббалистов, так и со стороны представителей ортодоксального иудаизма. Но мне кажется, что в поисках истины не должно быть «темных» мест, запретных тем и утверждений, что «только наша Академия правильная, а другие самозванцы». Я против «приватизации». Не прочти я эту книгу три года назад – никогда бы не познакомилась с работами М. Лайтмана, с его школой. После прочтения этой книги я заинтересовалась не только наукой каббалой, но и в целом иудейской историей и культурой. Книга очень полезная, особенно для тех, кто только впервые задаёт себе главные вопросы: кто я? зачем я? Для того чтобы приблизиться к столь серьёзному и уважаемому предмету – необходимо как можно больше узнать о нём от тех, кто долгие годы и разными путями шёл к обретению истиной мудрости, от тех, кто искренне готов поделиться с другими. Иначе как же мы ощутим (обретем) единство? Да и сама каббала говорит о том, что у каждого свой личностный путь в поисках приближения к Творцу. Кроме того, справедливо, когда представлены различные точки зрения на этот глобальный и жизненно важный предмет – каббалу. Я уверена, что данная книга кому-то поможет пойти по пути духовного поиска, начать – а дорогу осилит идущий. Пусть каждый решает сам для себя – кому это не нужно, или не интересно, пусть и не читает. Кроме того, не все из моих знакомых, которые хотели бы ознакомиться с книгой, могут это сделать. Я выполняю их просьбу – читайте на здоровье и на радость.
« Вот и прекрасно! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КТО МЫ?
НАТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Кто мы? Какова наша истинная натура? В чём наша сущность, наше естество? Из какого материала мы сделаны? Задавались ли вы когда-либо этим вопросом? Каббала определяет нас одним простым словом: ЖЕЛАНИЕ!
ЖЕЛАНИЕ В ДВИЖЕНИИ
Каббала определяет нашу сущность словом «желание», и это метафора. Желание – воистину наша определяющая характеристика. Мы сотканы из желаний. Это наша сущность. Желания нами движут. Желание – это пружина нашего часового механизма. Мы – ходячие желания, постоянно стремящиеся утолить свою жажду. Сердце стучит, кровь бежит, тело движется – и всё потому, что есть желание, которое жаждет исполнения. Каббалист Рав Ашлаг в своё время писал, что люди не пошевелили бы пальцем, когда бы их не побуждало какое-то скрытое желание.
ЖЕЛАНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ
По сути, личность человека определяется индивидуальным сочетанием присущих ему желаний.
Одни люди жаждут сексуального удовлетворения. Другие – удовлетворения интеллектуального. Третьи стремятся к исполнению религиозных заповедей. Четвёртые жаждут материальных благ. Пятые ищут славы. Шестые ждут просветления. Седьмые мечтают о путешествиях и приключениях. Восьмые желают одиночества.
Согласно Каббале, человеческие желания работают на трёх уровнях.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Эти желания укоренены в животной страсти. Нужды, прихоти и привычные схемы поведения человека существуют лишь с одной целью – удовлетворять эти первичные потребности. На первом уровне человек может использовать рациональное мышление, что все и делают, но только с целью удовлетворения своих животных желаний. «Раб не может подняться выше своего хозяина», - учил каббалист Рав Ашлаг.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Эти желания направлены на удовлетворение потребностей, не имеющих аналогов в животном мире, - таких, как потребности в почестях, власти, престиже и превосходстве над другими. Нужды, а соответственно мысли, принимаемые решения и поступки на этом уровне направлены только на удовлетворение этих желаний в полной мере.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Желания третьего уровня касаются в основном абстрактных идей. Они направлены на удовлетворение нужд, идущих от человеческого интеллекта.
«Эти три типа желаний, - учит Рав Ашлаг, - можно найти в любом представителе человеческого рода; однако в разных людях они смешаны в разных пропорциях, что и отличает одного человека от другого».
СОСУД
На языке Каббалы желание именуется Сосудом. Сосуд подобен пустой чаще, стремящейся быть наполненной. Однако, в отличие от материальной чаши, Сосуд наших желаний не опирается ни на что материальное. К примеру, вспомните, как вы однажды, сидя в ресторане, прикончили сочный бифштекс, насытясь так, что пуговицы вашей рубашки чудом не отлетали. Вы не способны были съесть больше ни крошки. Но затем к вашему столику подвезли тележку с десертами, и вы уставились на поднос со сластями. И хотя желудок ваш был полон, пробудившееся желание отведать сладкого чудом умудрилось высвободить немножко места и вы, сами того не замечая, начали поглощать шоколадный торт. Хотя предел у аппетита всё-таки есть, желанию нет границ.
В нашем мире не совершается ни одного поступка, который не был бы вызван каким-либо внутренним стремлением, большим или малым, требующим исполнения. Мы живём так, как будто бы у нас нет никакой свободы выбора. Мы живём на автопилоте, движимые непрестанной потребностью удовлетворять все стремления, живущие в наших сердцах». (Из книги Йегуды Берга «Сила Каббалы»).
френдлента навеяла: к вопросу о «спросе (нужде) и предложении»…
«Цадик не испытывает нужды ни в чем и молится за свой народ. Но если он ни в чем не нуждается, у него не возникает сомнений в том, что и они не испытывают нужды в чем-либо. Тогда зачем он молится? Он молится, чтобы они открыли свои глаза и сердца, почувствовали, что на самом деле ни в чем не нуждаются. Но все-таки, как может, не испытывающий ни в чем нужды, молиться? Дело в том, что в глубине себя он не нуждается ни в чем, но еще глубже, в самой сущности, он и его народ – одно целое».
Рабби Менахем Мендл Шнеерсон
(«Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)
- послевкусие от прочитанного...
воскресенье, ноября 02, 2008
Дзенские притчи.
Йога Запада - Мистическая Каббала Дион Форчун.
« Лишь очень немногим изучающим оккультизм известно хоть что-нибудь о самом первоисточнике оккультного учения. Многие вообще не подозревают о существовании Западной Традиции. 
— является наилучшим из известных нам образов, какие только можно использовать для медитации, потому что он наиболее многозначен. …… Хотя в основе нашего подхода лежат традиционные воззрения, у нас нет никакой необходимости ограничиваться только ими. Техника, которая находит практическое применение, постоянно развивается, поскольку опыт каждого, кто к ней причастен, обогащает ее. Таким образом, каждый изучающий Каббалу делает вклад в наше общее наследие. …….. Я не утверждаю, что известные мне современные интерпретации Каббалы идентичны идеям дохристианских раввинов, но отмечу, что они являются их естественным продолжением и конечным результатом развития системы тех времен. ……… …традиция: она складывается из всего, что не противоречит устоям. Обращаясь к главным принципам и убеждаясь в чистоте традиции, мы в то же время судим о ее жизнеспособности по уровню ассимиляции. Только мертвая система не подлежит изменению под воздействием современности. Первоначальный поток иудейского мистицизма претерпел множество изменений. Мы наблюдаем его подъем среди кочевых звездопоклонников Халдеи, где Авраам в своем шатре среди стад услышал Глас Божий. Однако за достаточно туманным образом Авраама просматриваются еще более древние очертания. Например —таинственная фигура великого Жреца-царя, «рожденного без отца, без матери, без предков, жизнь которого не имела ни начала, ни конца», и его причастие хлебом и вином после битвы с Царями, зловещими «Царями Эдома», «которые правили прежде, чем появился в Израиле царь, могуществу которого не было равных». На протяжении нескольких поколений прослеживается связь отцов Израиля со жрецами-царями Египта. В Египет направляются Авраам и Иаков; Иосиф и Моисей были тесно связаны с адептами из окружения фараона. Читая о том, что Соломон просит Хирама, царя Тира, помочь людьми и материалами в постройке Храма, можно предположить, что известные мистерии древней столицы Финикии должны были оказать глубокое влияние на иудейский эзотеризм. Если же учесть, что Даниил получал образование во дворцах Вавилона, становится очевидным, что мудрость магов была доступна просвещенным иудеям. Эта древняя мистическая традиция иудеев включала три литературных источника: Книги Закона и Пророков, известные нам как Ветхий Завет; Талмуд, или собрание комментариев к текстам Ветхого Завета; Каббалу, или мистическое толкование Ветхого Завета. Как утверждали древние раввины, первый из этих источников является телом традиции, второй — ее рациональной душой, а третий — бессмертным духом. Люди невежественные могли с пользой читать первый, просвещенные изучали второй, но мудрые сосредоточивались на третьем. Очень странно, что христианские интерпретаторы Ветхого Завета никогда не искали ключей в Каббале». (из книги Д. Форчун Мистическая Каббала)
Зачем я завела этот дневник?!
Зачем я веду этот дневник... иногда сама не знаю...; иногда мне кажется, что кто-то, случайно заглянув в него, найдет то, что давно искал. Так мне в своё время помогли дневники других людей - за что я очень благодарна. А ещё: для меня это отчет о проделанной работе, иначе совсем «заблужусь» в пути.
Записки в моём дневнике постепенно превращаются в мои конспекты. Всё чаще я стараюсь отметить строку, записать цитаты, выдержки из тех текстов, чтение, изучение которых не только представляют для меня огромный интерес (надеюсь и тем, кто это прочитает), но и является самой значительной, едва ли не самой главной теперь частью моей жизни…. Надеюсь Господь пошлёт мне силы, возможности, последовательность и терпение продолжать искать путь к себе, к принятию себя, к возможности жить «с самой собой» в относительной гармонии. Цель моих «изысканий»: изменить себя, чтобы хоть немного облегчить жизнь моим близким (а может быть и совсем «не близким» - просто окружающим, кто будет нуждаться во мне).
суббота, ноября 01, 2008
Мудрость не должна быть сложной, унылой и тяжелой. (И.Берг "Сила Каббалы")
пятница, октября 31, 2008
Разговор с Богом.
"Это было злобно-страстное письмо, полное недоумений, передергиваний и порицаний. И с кучей гневных вопросов.
Почему моя жизнь не складывается? Как заставить ее наладиться? Почему я не могу найти счастья во взаимоотношениях с другими людьми? Неужели нормальные деньги будут избегать меня вечно? И наконец, крик души: чем я заслужил такую жизнь, которая состоит из непрекращающейся борьбы?
К моему удивлению, в тот момент, когда я закончил выписывать последний из моих горьких безответных вопросов и уже приготовился отложить карандаш в сторону, моя рука осталась над бумагой, словно удерживаемая какой-то невидимой силой. Внезапно карандаш начал двигаться сам по себе. Я и понятия не имел, что собираюсь написать, но мне показалось, что я это сейчас узнаю, и решил не сопротивляться. На бумаге появилось...
Ты на самом деле хочешь получить ответы на все эти вопросы или просто выпускаешь пар?
Я моргнул... и затем мой разум нашел ответ. И я тоже написал его на бумаге.
И то, и другое. Конечно, я выпускаю пар, но если у этих вопросов есть ответы, то я чертовски уверен, что хочу их услышать!
Ты «чертовски уверен» во многом. Но не лучше ли быть «божественно уверенным»?
И я написал: Как это понимать?
Не успев понять этого, я уже начал беседу... и при этом писал не столько от себя, сколько под диктовку.
Эта диктовка продолжалась три года, и в то время я и понятия не имел о том, к чему она приведет. Ответы на вопросы, которые я записывал на бумаге, не были мне известны вплоть до того момента, когда я записывал свой вопрос полностью и отгонял прочь мои собственные мысли. Часто ответы приходили быстрее, чем я мог записывать их, и я ловил себя на том, что черкаю каракули, лишь бы успеть. Когда меня смущали какие-то слова или я терял ощущение того, что они приходят из некоего внешнего источника, я откладывал ручку в сторону и уходил от диалога до тех пор, пока вновь не чувствовал себя вдохновленным — прошу прощения, но это единственное слово, которое подходит, — на то, чтобы вернуться к желтому блокноту и снова начать записывать. Эти беседы продолжаются и сейчас, когда я пишу эти строки. И многое из этих бесед вы найдете на следующих страницах — страницах, которые содержат поразительный диалог, в который я поначалу не верил, затем решил, что он будет ценен только лишь для меня, но который — и теперь я это понимаю — предназначался не только мне. Он предназначался вам лично и каждому, кто придет к этому материалу. Ведь мои вопросы — это ваши вопросы." Нил Доналд Уолш "Разговор с Богом".
четверг, октября 30, 2008
Разговор с Богом...
среда, октября 15, 2008
Я больше не в силах жить сам с собой....
вторник, октября 07, 2008
Из писем "претендентов"...
воскресенье, октября 05, 2008
"Взгляд изнасилованного хорька..."
«Сюжет фильма» от Линор Горалик:
«Немолодой, некрасивый, сильно невротизированный еврейский режиссер, работающий в Голливуде, считается звездой интеллектуального кино на протяжении последних тридцати лет. Женат на молодой китаянке, каждый день ходит к психоаналитику, все главные роли в своих фильмах (то есть роли немолодых, некрасивых, сильно невротизированных еврейских режиссеров) играет сам. На все женские роли берет одну и ту же грудастую блондинку. С фотографий в гламурных журналах смотрит сквозь толстенные очки взглядом изнасилованного хорька. На каждый его новый фильм выходят хвалебные рецензии с неизменным рефреном: «Режиссер такой-то в две тысячи восемьсот пятьдесят девятый раз снял шедевр, используя свои неизменные приемы…». Этот рефрен причиняет великому режиссеру немалую душевную боль, но одолеть себя и начать снимать по-новому он не может. И тут умирает Вуди Аллен. И его душа вселяется в этого режиссера. Утром режиссер, весь всклокоченный, смотрит в зеркало взглядом изнасилованного хорька – а там стоит Вуди Аллен. Режиссер (в ужасе): «Ааааааа!» Вуди Аллен (в ужасе): «Аааааа!» Ну, потом, конечно, им удается поговорить. И Аллен заявляет этому режиссеру: «Чувак, нас обоих попрекают тем, что мы постоянно снимаем одно и то же. А я только придумал потрясающий фильм, прямо не похожий ни на что! Я намеренно отбросил все старые приемы! Передо мной обнажилась живая фактура! И тут я умер. Но ты-то жив! Давай решим наши проблемы вместе! Мы начнем снимать, и ни один наш фильм не будет похож на предыдущие! Ты представляешь себе, какой реванш?!» Режиссер, конечно, соглашается. И делает (на пару с Алленом, естественно, но этого никто не знает) совершенно новое кино, и даже вовсе не с грудастой блондинкой, а с двумя плоскогрудыми брюнетками. И критика носит режиссера на руках, а ночью они с Алленом радостно напиваются перед зеркалом в хлам. А потом снимают новый фильм, опять ни на что не похожий. И еще фильм, не похожий ни на старые, ни на предыдущий, ни на что вообще. И еще. И еще. И, начиная с пятого фильма, во всех рецензиях, превозносящих фильмы этого режиссера до небес, появляется неизменный рефрен: «Режиссер такой-то в пятый раз снял шедевр, используя свой вечный прием, а именно – отказ от всех своих прежде отработанных приемов…» И тогда режиссер вместе с Вуди Алленом бросается с Бруклинского моста. (P.S.: Предложить идею Вуди Аллену. Уговорить его сняться в роли главного героя. Уговорить Спилберга сняться в роли Вуди Аллена.)»
вторник, сентября 30, 2008
День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
суббота, сентября 27, 2008
Праздник Воздвижения Креста Господня.
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
История праздника.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.
Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).
В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
вторник, сентября 23, 2008
Открытие - Фернандо Пессоа.
пятница, августа 08, 2008
Затмение.
вторник, июля 22, 2008
Полнолуние. Два месяца спустя...
понедельник, июля 14, 2008
"по улице моей, который год - звучат шаги...мои друзья уходят..."
четверг, июня 05, 2008
С Праздником Вознесения Господня!
Слово на Вознесение Господне
пятница, мая 30, 2008
Мишель СИОРАН - О Фрейде...
четверг, мая 29, 2008
Из Дневников о. Александра Шмемана
«Пятница, 25 мая 1973
Перечитывал с наслаждением дневник моего любимого Julien Green. Он пишет: "Sans la communion, la vie change et la foi s'en va. C'est a peu pres sans exception"1 (p.14). Как верно! Вот уже два дня радость, что завтра буду служить Литургию. Что еще интересно в Церкви?
Дни академической суеты. Маленький мирок, но сколько в нем страстей и страстишек!
Еще из Green'а (цитата из T.S. Eliot): "Ou est la sagesse que le savoir nous a fait perdu? Ou est le savoir que nous avons perdu par l'information?"2.
Один дома (Л. в Spence3 на спектакле). Слушаю "Тебе одеющагося светом яко ризою…". Всегда прямо в душу: "Увы мне, Свете мой…"
Вчера у Трубецких в Syosset.
Понедельник, 28 мая 1973 (Memorial Day)
Два дня в Bridgehampton, у Небольсиных, с двумя Аниными старшими детьми. Всегда там вспоминаю о чудных днях, проведенных там каждый июнь с 1952 по 1957 гг. Океан. Дюны. Морской ветер. Это были страшно трудные годы, но Bridgehampton остался весь солнцем, счастьем, красотой мира. Продолжал там Julien Green'а, дневник, одну из самых, пожалуй, любимых моих книг.
Дом Небольсиных построен в 1710 или 1730г.! Наслаждение от этих комнат, камина, всей жизни, тут прошедшей.
Paul Valery: "On ne peut pas sortir de l'ombre, meme un peu, sans exciter la haine de beaucoup"4.
Думал опять об основном или предварительном вопросе, о котором богословы не думают или который, возможно, они считают разрешенным. Это вопрос о том, что мерит что… Даже богословие, даже православное богословие, в конечном итоге, критерием веры считает разум, во всех его "оформлениях": историзм, экзегеза (научная), философия, психология… Считает даже тогда, когда очень ловко борется с "рационализмом". И пока это так, мы не выходим из порочного круга. Именно об этом пишет Green: "Perdre le sens du mystere de Dieu est plus frequent qu'on ne croit. Bien des chretiens mettent a la place de Dieu une idole qu'ils appellent Dieu, qu'ils fabriquent de toutes pieces et qu'ils adorent en toute bonne foi"5.
1 "Без причастия жизнь меняется и вера уходит. Это так почти без исключения" (фр.).
2 "Где мудрость, которую знание заставило нас потерять? Где знание, которое мы заменили информацией?" (фр.).
3 Spence School - частная школа в Нью-Йорке, в которой работала Ульяна Сергеевна Шмеман.
4 Поль Валери: "Нельзя выйти из тени даже ненадолго без того, чтобы не вызвать ненависти многих" (Поль Валери) (фр.).
5 Грин: "Потеря чувства тайны Бога - более частое явление, чем можно подумать. Многие христиане заменяют Бога идолом, которого они называют Богом, которого составляют из разных соответствующих составляющих и которому поклоняются" (фр.).
32
Когда Бог трогает душу - ничего не надо, но ничего и "доказать" нельзя. Два, три раза в жизни, [в корпусе] в марте 1934 или 1935 года (четырнадцать-пятнадцать лет). После службы, на "плацу". В те же, приблизительно, годы в Экзенском лесу, в Лазареву субботу (гулял с о. Шимкевичем). В Великую Субботу, о которой, кажется, писал уже в этой тетради. Действительно - свет и радость и мир, но что же к этим словам можно прибавить? Не читать же об этом лекции».
среда, мая 28, 2008
Письма к отцу, которого нет с нами вот уже почти двадцать лет.
Утро. Звонит мобильник. Не хочется просыпаться. Не хочется отвечать на звонок. Зов мобильника весьма настойчив. Выныриваю из полусонного забытья и вспоминаю, что утром мы с Катюшей собирались ехать купаться, что море уже тёплое. Вспоминаю, какое это потрясающее ощущение погрузиться в солёную бирюзу и смыть с себя все остатки снов и мысли о подступающих проблемах грядущего дня – пять минут и я готова. Взяли с собой Мику. Это Катина маленькая собачонка – породы «джек-рассел-терьер». Мне её жалко – она, бедная, по долгу сидит дома одна. Через 15 минут мы в кафе возле пляжа. Стакан свежевыжатого апельсинового сока и чашка эспрессо. Теперь купаться! Людей на пляже ещё очень мало – май, сезон только начинается. Наше самое любимое время. Четыре часа безмятежности и нежное, шелковое волшебство моря. Счастье. К часу дня жара становится нестерпимой, убегаем домой. На террасе блаженство прохлады, живем на горе. Можно расслабиться – время сиесты. Разморило, держалась недолго и заснула. Вечером гости. Сидим на террасе, пьем зелёный чай, вспоминаем Москву. Там сейчас холодно, дождь, неуютно. Даже не верится, что где-то нет тепла и солнца. Здесь – рай. К девяти вечера мои гости разошлись. Настроение резко упало. Делать ничего не хочется. Ленивые попытки отогнать грустные мысли о моих делах. Безуспешно, только ещё тяжелее на душе. Иду к компьютеру, смотрю почту – ничего. Ну, нет - так нет. И почему это я среди всех неурядиц жду хороших новостей? С чего бы им быть? В сердце боль и тоска. И всё вроде бы хорошо, а вот, поди ж ты. Так хочется мира и покоя в душе, уверенности, что всё будет хорошо. И невозможность этот душевный мир и покой обрести…. вторник, мая 27, 2008
Джон Фаулз о мире, мировоззрении, мировосприятии, о вере, о себе – обо всём.
АРИСТОС (древн. греч.) –«наилучший в данной ситуации».
понедельник, мая 26, 2008
Открытие сезона 2008.
Вот и дождалась. Воздух 27, море 23. Открытие плавательного сезона состоялось. Полный телячий восторг! Шелковая, ласковая, чистейшая вода. Не хотелось выходить. Сразу иное ощущение жизни, как будто очистилась от всей шелухи, накопившейся за зиму. Море очищает всю тебя: и душу и тело. Одно слово – живая вода. Хвала тебе любимая Адриатика! Завтра прямо с утра – на пляж. Море, солнце – что ещё нужно для счастья! Наконец лето!!!
Печаль.
четверг, мая 22, 2008
Право человека на духовную свободу.
В качестве эпиграфа:
«Не терзай ближнего понапрасну!»
(Дж. Фаулз – 11 заповедь,
сформулированная автором
в его романе «Волхв»).
Книга, которую я, вот уже несколько дней, не выпускаю из рук, при первом знакомстве вызвала у меня отторжение. Убедительность и доступность изложенных в ней утверждений и взглядов в некоторых случаях ввергала в откровенный страх. Убежденность и точные аргументы автора в «пух и прах», как мне показалось на первый взгляд, разбивали некоторые «фундаментальные» основы моих убеждений, моего внутреннего мировоззрения. Но прошло немного времени, я успокоилась, а интерес к этому необычному произведению и моя давняя привязанность, любовь и уважение к Автору, ко всему, что выходило из-под его пера – заставили меня снова и снова перечитывать эту неоднозначную книгу. Так она стала моим настольным путеводителем по жизни. Словарем, энциклопедией, учебником по ликвидации безграмотности. А ещё «подкупила» цель написания книги. Главной заботой в написании и издании этого произведения, по определению автора, было сохранение свободы человека в условиях постоянного давящего конформизма. Поскольку я себя, в некоторой степени, позиционирую как нонконформиста – эта книга не могла меня не увлечь в свои «тенета». Кроче того, она учит чаще задумываться о вещах, думать о которых я в своей суетной жизни не всегда находила время и место. Заставила меня вспомнить убеждения молодости и всей жизни, что «думать – не больно, но совершенно необходимо». Кроме того, книга вызвала острое ощущение боли и стыда от того, что большую часть самых продуктивных молодых своих лет я, к глубочайшему своему нынешнему сожалению, читала НЕ ТЕ книги, НЕ о ТОМ…. Сейчас возможно только подлатать некоторые «интеллектуальные дыры», исправить же «фундаментально» - вряд ли успею…. Но, точно знаю -«штопать» не перестану.
И ещё одно, что меня заинтересовало в книге Дж. Фаулза «Аристос». Не знаю знаком ли был автор с древней наукой каббалой. Но его взгляд на «нас», определение что есть «мы» - очень близко совпадает с определениями этих понятий в науке каббале. Это тоже не могло меня оставить равнодушной.
И так, - Манифест прав человека на духовную свободу - от Дж. Фаулза.
Из предисловия к книге, написанного самим автором:
«Я писатель, и не нуждаюсь в больших оковах определённости, чем те, которые я создаю для себя сам при помощи печатного слова. Поэтому лично для меня эта книга стала способом заявить о том, что я не намерен поселиться в клетке с надписью «романист».
Протесты вызвала не только тема книги, но и та безапелляционная форма, в которую я облек собственные взгляды на жизнь. Однако и это было продиктовано исключительной заботой о духовной свободе человека. Заявив откровенно о том, во что верю я, мне хочется вызвать в вас желание столь же откровенно определиться с тем, во что верите вы. Я не жду от вас согласия. Если бы я хотел получить его, то написал бы книгу совершенно иную по форме и стилю, покрыв свои пилюли привычной сахарной оболочкой. Одним словом, я не настаиваю на своей правоте.
В нашем мире бытует мнение, будто философию следует оставить философам, социологию – социологам, а смерть – мертвым. Я считаю это одной из великих и деспотических ересей нашего времени. Я целиком отвергаю точку зрения, будто в вопросах, которые касаются всех и каждого (например, относящихся к проблемам смысла жизни, природы наилучшего общественного устройства, ограниченности человеческих возможностей), правом на собственное мнение обладает только специалист – да и то исключительно в рамках своей области знания. Таблички с надписью «Посторонним вход воспрещен», слава богу, все реже украшают частные владения в нашей «глубинке»; однако они пока еще растут, как грибы, вокруг высоких стен заповедников нашей литературной и интеллектуальной жизни.
Несмотря на все технологические достижения, за пределами своих узких профессиональных сфер мы представляем собой в интеллектуальном отношении одну из самых ленивых и робких исторических эпох. Поэтому другой целью этой книги было навести вас на мысль, что главной причиной неудовлетворенности, которая преследует наше столетие, подобно тому, как оптимизм преследовал восемнадцатое, а самодовольство – девятнадцатое, является именно то, что мы забываем о самой существенной из прирожденных привилегий человека: иметь собственное мнение по поводу всего того, что нас касается самым непосредственным образом». (продолжение следует….)
среда, мая 21, 2008
Полнолуние.
Накануне - день до краёв заполненный одиночеством и воспоминаниями. Сплошной адреналин. Безжалостная ночь без сна. Обрывки фраз, навязчиво повторяющиеся кадры немого кино из моей прошлой жизни. Моей ли? Сейчас, здесь, в это с трудом верится. Ожила память, одновременно мучительная и милая, как оказалось, бесконечно дорогая сердцу, о восхитительных годах молодости, которые, по глупости своей, совсем не ценила тогда. От неё невозможно освободится, убежать. Да сегодня и не хочется, что удивительно. Я так усердно старалась всё забыть, чтобы не мешало дышать, как-то жить. Чтобы стало возможным из остатков и осколков склеить, перекроить жизнь на ново. А вот, поди ж ты, оказывается всё во мне осталось, ничего не исчезло, всё видится так, как будто бы было вчера…. Со времени нашей последней встречи прошло девятнадцать лет. Моя, тогда маленькая дочка, выросла и вышла замуж. Мы почти три года живём у моря, в Дубровнике, в Хорватии. За эти девятнадцать лет уместилось столько, что хватило бы на пару, если не больше, жизней. И вот в этой, в который раз новой, жизни, в которой я спокойна и замужем за одиночеством, в мирном сосуществовании с самой собой – самум, амок…. И всё перевернуто, и нет покоя и сна. Нет ничего – только воспоминания, воспоминания, воспоминания…. Вечер знакомства - в компании пяти стервозных, весьма раскрепощённых девиц, одна из которых притащила его в дом, едва познакомившись с ним (кажется в цирке), в качестве то ли «угощения», то ли жертвы. Тогда осталась совершенно равнодушна. Слишком красив, весьма не глуп (потом оказалась – умен), стиль, шарм – всё при нём. Хуже всего – знает об этом и точно знает реакцию женщин на своё присутствие. Хотелось говорить ему гадости в пику радостно-возбуждённому щебетанию приятельниц. Кажется, наговорила. Уже не помню точно что. Потом встречи, чаще редкие, затем «то и дело», дальше близкие. Вот идём вместе по центральному проспекту Минска…. Навещаю его в больнице…. Одна из немногих памятных встреч Нового года у меня дома: своим появлением - весь в белом - и падением в коридоре, сходу, во всю длину на пол, до смерти напугал мою подружку. Зимой у него: горячей воды нет. Ледяной душ заменяет мне горячую ванну. Его улыбка, взгляд из подо лба, поворот головы, глаза – смеющиеся и ласковые, руки на моих плечах, ночью грею молоко в чужой кухне на плите, мой день рождения, на котором нет гостей, кроме нас двоих. Я вспоминаю. Я помню всё. Смеюсь и реву одновременно. Не могу остановиться. Не могу спать. Не могу не плакать. Не могу не вспоминать. Не могу НЕ помнить!!!!
Я долго искала его в Интернете, просила приятельницу, тоже минчанку, через её знакомых узнать, где он сейчас. Последний раз мы виделись в Москве, кажется в году 1989. Никакой информации. Написала сообщение на сайт поиска людей «100 друзей» - ничего. Целый год пыталась разыскать через сайт «Одноклассники». Находились и свои, и, теперь уже, совсем чужие и чуждые – его не было нигде. И вот, несколько дней назад в очередную бессонную ночь, я вспоминаю его рассказ о путешествии по Штатам, догадываюсь о скрытой от всех мечте остаться там жить. Дальше быстро и просто. Захожу на сайт, набираю имя, фамилию и место проживания – Штаты. Через пару минут на экране монитора – его страничка. Есть, нашла! США, Филадельфия. Совпадает возраст, места учёбы. Но нет фотографии. Сутки промучилась дурью, словно пионерка, и, надо сказать, с изрядной долей сомнений решилась написать. Через пару дней пришел странный ответ. Обращение ко мне – его, а вот текст от третьего лица, о моем знакомом, адрес почты прописан. От волнения не могу понять – Он это, или просто совпадение. При этом смутно догадываюсь, что уж слишком много совпадений, таких двойников не бывает. А может быть чья-то злая шутка? Остаётся понять – зачем я всё это затеяла, для чего мне всё это. И ему зачем, для чего? Почему ответил? Помнит?! Слишком хорошо, чтобы в это поверить. Это через столько то лет!? Написала что-то жалкое и невразумительное, мол, верю и не верю, что это тот, кого я так долго разыскивала и, на самом деле, помнила всегда. Ну что же… теперь остаётся только ждать почту.
среда, мая 14, 2008
О себе.
В результате некоторого пройденного жизненного пути я стала тем, чем стала. А именно: православного вероисповедания; не лишена чувства юмора. Живу там, где захотела. Свободна (пока) от обязанностей – чему несказанно рада. Прирождённый эстет (что, естественно, сильно осложняет жизнь); люблю комфорт. Выбираю элитарность - в пику «элитности». В расстроенных чувствах апатична к миру. Не завишу от чужих оценок, ИМХО.
Не ищу дружб, привязанностей, приключений – всё было, кое-что осталось. Коммуникабельна без навязчивости. Осторожна в выборе друзей, самый близкий друг – моя дочь.
Если не права – легко признаю. Не боюсь признаться собеседнику, что чего-то не понимаю, не знаю, если интересно – готова узнать, услышать разъяснения, урок.
Благодарна; не завидую чужим успехам – свои маленькие есть и тем довольна. Не боец (как правило), всегда в поисках компромисса – «лучше плохой мир, чем хорошая война»; чаще созерцатель: во время боя «гладиаторов» предпочитаю находиться на трибунах в дальних рядах. Ненавижу скандалы, «проработки», выяснения отношений, всякие собрания и группы. Толерантна, как правило, но нетерпима к серости, тупости, узколобости (в смысле ортодоксальности мышления и сознания). Не выношу агрессивного политизированного быдла.
Не привязана к прошлому – благодарна дню сегодняшнему; если друг – то преданный и надёжный; враг – никому; не принимаю предательства в отношениях – но, могу понять и простить, а вот общаться никогда не буду; по возможности, стремлюсь к справедливости и гармонии.
Ничего не принимаю на веру (кроме Веры, но иногда с этим проблемы – что поделаешь, искушения… - грешна). Скорее замкнута, чем открыта. Редко очаровываюсь людьми - хотя внешне произвожу обратное впечатление, так как отношусь к людям ровно, с уважением и теплом (до тех пор, пока какую-нибудь «пакость» не организуют – тогда превращаюсь в тигра).
С радостью отзываюсь на краски и красоту окружающего мира; чувствительна к слову; стараюсь мыслить позитивно, когда не получается - ищу причину в себе, вообще склонна видеть причины жизненных огорчений в себе.
Искусство интересует не столько как источник удовольствия, но как средство, расширяющее сознание, очищающее душу, позволяющее приподняться над собственным невежеством, серостью, ограниченностью восприятия, как предмет, описывающий и раскрывающий многомерный мир.
Не люблю бестактных, назойливых, не в меру раскрепощённых людей; не люблю политиков и политику, считаю патриотизм «последним прибежищем негодяев» (не я сказала, а жаль…).
Ненавижу холод и снег. Не люблю беспорядок и периодически его себе организую. Одинаково люблю дождливые и солнечные дни. Люблю плавать, преданно и на всю жизнь люблю море, отношусь к нему как к живому организму, источнику жизни. Вдохновенно путешествую и чувствую себя дома повсюду. Люблю деньги за то, что они – источник разнообразия в жизни. За то, что: «Деньги нужны нам для того, чтобы купить то, что хорошее общество предоставляет даром, а именно: знание, понимание и опыт; возможность прочитать о крае света и съездить туда; в общем, идти по жизни, не понимая большей части того, что видишь, означает не видеть большей части того, на что смотришь. Самое ужасное в бедности даже не голод, а застой в развитии, который его обязательно сопровождает». («Аристос», Дж. Фаулз, любимый писатель).
Люблю читать (больше всего!) и слушать хорошую музыку (без предпочтений в стилях и направлениях), люблю смотреть хорошее кино, сидеть за компьютером…. Да и вообще – мало ли на свете прекрасных занятий (к примеру, предаваться упоительному безделью)!?
Жизненно кредо: «живи сам и давай жить другим!»; никогда не думай, не говори, не делай того, о чём тебя настоятельно не просят (сейчас – раньше наделала много глупостей!).
Смысл жизни: в развитии моих индивидуальных способностей отдавать и любить, в саморазвитии (вдруг будущим внукам пригодится).
воскресенье, мая 11, 2008
Жены-мироносицы.
Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день. Ведь каждая женщина земли является мироносицей по жизни: несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. В этом году праздник отмечается 11 мая.
Выбираю свободу.
Хорватские солдаты и офицеры армии НГХ бежали в Австрию, чтобы сдаться западным странам-победителям, однако были выданы сербским партизанам. Часть из них погибла уже в концентрационных лагерях на территории Югославии, занятой коммунистами. У людей нельзя отнять право знать и помнить о себе самих. Знать правду о второй мировой войне. Война расколола Хорватию: против хорватов-усташей сражались хорваты-антифашисты. На территории Хорватии существовали два революционных движения, партизанское и усташеское. Шло сразу несколько войн - сторонники Гитлера воевали с антифашистами, антикоммунисты сражались с коммунистами, сербы сражались с хорватами. Как и иные народы – хорваты имеют право на свободу на своей земле. Вечная память тем, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость своего народа, своей страны! Справка. «Хорватия на протяжении всех военных лет оставалась самой партизанской республикой Югославии. Иосип Броз Тито был хорватом. В 42 - 43 годах из 97 партизанских бригад 46 действовали под командованием антифашистского Хорватского партизанского штаба». (инфо. с сайта svoboda.org)






